Первая лыжная гонка

23 февраля впервые принял участие в настоящей лыжной гонке, организованной любительским лыжным союзом Саратовской области. Праздничная дистанция 23 км.


Эта гонка подтвердила факт который я и так прекрасно знал, что лыжник я очень слабый. Оправдываться тем, что мой лыжный инвентарь не позволяет показывать какие-то результаты глупо. Слабая лыже-физическая подготовка - вот единственное, что является причиной моего слабого выступления. На самом деле я даже не представлял себе, на что я готов. У меня отсутствовал опыт лыжных гонок на дистанции более 2000 метров (привет Лыжне России), поэтому я понятия не имел о тактике прохождения дистанции. Все, что я знал и на что мог рассчитывать это то, что я точно финиширую. Дистанция 23 км это моя средняя субботняя тренировка. Конечно, задачу я на этот старт себе поставил - выбежать из одного часа 32-х минут, это в темпе 4 мин на км, что само по себе очень медленно для лыжного хода. Также хотел получить опыт и посмотреть на участников и уровень к которому я должен стремиться.

Утром встал пораньше, погода была теплая +2  и лужи под ногами. Когда шел к машине в лыжных ботинках прохожий посмотрел на меня с подозрением. Окружающая грязь не давала обывателю оснований полагать, что где-то рядом можно кататься на лыжах. В лесу, однако было замечательно - снега много, не холодно, правда, утром немного подморозило и появилась ледяная "корочка".

Выехал пораньше, с тем, чтобы зайти на лыжную базу и обработать лыжи. Специалист я в деле подготовки лыж никакой, поэтому приходится полагаться на опыт специалистов. "Сервисмен" напарафинил чем-то лыжи, сделал "накатку" и отправил меня восвояси, дабы я не мешал ему пить чай с конфеткой и смотреть в телевизор на пару с буфетчицей. Второй раз в жизни мои лыжи познали горячее прикосновение утюга и расплавленного парафина.

На старт я пришел за час до начала гонки. Было уже довольно много народа. Я зарегистрировался и разузнал про трассу. Бежать 6 кругов по 3,8 км. К сожалению, маршрут был непривычный для меня, в основном он пролегал по знакомым тропам, но были два "аппендикса" по которым я никогда не катался и один из них был так называемый "нырок". Довольно крутой длинный спуск и потом крутой подъем. Это был сюрприз. Катаясь в лесу я видел эту спуск, но даже не совался туда, думал он для самоубийц и никто туда не лезет. Оказалось лезли все кроме меня. С позапрошлого года к нескольким моим фобиям добавилась еще одна - боязнь спуска на лыжах, когда я в течение двух недель упал на бешеной скорости четыре раза, отбив себе все мягкие ткани и выбив палец на руке так, что к нему до сих пор не вернулась полная подвижность.

Уже на старте я примерно оценил свое место - ближе к концу и хорошо если не последнее. Вообще, сразу бросается в глаза отличие лыжных стартов от беговых. Беговой бум последних лет привлекает на беговые соревнования много новичков, для многих беговые соревнования первые в жизни. Много рекламы забегов в соц. сетях, дорогостоящая организация. В лыжных соревнованиях все иначе. На лыжных стартах почти нет случайных людей. Здесь нет рекламы, никого не загоняют, не привлекают. Сюда приходят те кто "в теме", кто катается на лыжах постоянно, катается хорошо, долго и в большинстве своем знает друг друга. Найти информацию о лыжных соревнованиях в Саратовской области не просто. Поэтому средний уровень лыжников на данных соревнованиях довольно высокий с любительской точки зрения. Я, со своим минимальным объемом лыжных тренировок, много ниже среднего уровня.

Перед гонкой я покатался, съел немного геля, сделал пару глотков чая и пошел на старт. Судья попросил занять места на старте согласно текущего рейтинга. Я пошел в самый конец. Рядом с собой увидел несколько человек, которые, по моим прикидкам, могли соответствовать моему уровню. Решил держаться рядом с ними.

Минутная готовность. Последние приготовления. Старт.

Первые ряды сорвались с места, я тоже начал движение. Я больше всего переживал за спуск. В такой плотной группе можно было испортить жизнь и себе и другим участникам. Я не сильно разгонялся, держался за чьей-то спиной. Со старта меня обогнали несколько человек, нескольких обогнал я. Не могу оценить свое место, думаю после меня бежало лишь несколько лыжников. Всего на старте было около 25 спортсменов.

Первый спуск я прошел успешно, немного притормаживая держался подальше от впередиидущего. Сзади поджимали люди. Первый подъем прошел довольно бодро. После восхождения сразу стало понятно, что некоторые отстанут. На повороте я обогнал двоих.

На равнине большая группа убежала вперед. Я держался за номером 38, были мысли обогнать его и попытаться догнать уходящую группу, но внутренний голос подсказывал - смысла нет.
Позже я понял, что голос был прав. Так я пробежал три круга. На четвертом начал отставать от 38-го. Какой-то парень обогнал меня в середине гонки. Было неприятно, осознавать, что я бегу почти в конце, но, что поделать, в данный момент времени это объективно мое место. Круги давались нелегко, спуск и подъем, этот самый "нырок" были ключевыми отметками. Как только я поднимался в горку я считал, что круг пройден, дальше бежать по равнине. Впереди на круге был еще небольшой спуск и подъем, но они незначительные и привычные для меня.

В конце пятого круга сзади я услышал чье-то  дыхание. Сначала подумал, что меня догнал быстрый гонщик и будет обходить меня на круг. Кстати, за время гонки я насчитал 13 человек, для которых я стал круговым, причем двое уже на третьем круге. Но нет, это был лыжник который всю гонку бежал сзади. Сначала я думал пропустить его, но потом решил побороться.

Я миновал "нырок" в шестой раз - впереди два километра и финиш. После подъема я начал прибавлять, чтобы уйти от погони. Краем глаза увидел, что расстояние немного увеличилось.   Посмотрел на часы, в поставленные себе сроки я укладывался. Просто дотерпеть до финиша. На часах было 1:25, на семь минут быстрее плана. Преследователь не сильно отставал, пришлось работать до финиша. Последняя прямая, табличка "финиш". Я убежал от догоняющего секунд на 10-15. Мой темп из четырех минут. Медленно, но я старался.

Подождал финиш еще нескольких человек. Их было совсем мало, я прибежал практически в последней группе. Дождался награждения. К сожалению во время вручения призов не объявляли время призеров и я не смог оценить отставание. Дождусь протокола.

В целом гонка мне понравилась, я попробовал новый для себя вид, понял свое место и объемы работы, если я захочу прогрессировать. Понял, что инвентарь, лыжи, палки, смазка, довольно важный элемент. Мои катили, по ощущениям, слабо.

Организаторы пригласили через два дня на очередную гонку - эстафету. Я решил сходить. Этот формат гонки должен быть интересным.

Comments

  1. Опыт интересный, есть куда прогрессировать!
    В лыжных стартах пока что случайных людей мало, одни бывшие спортсмены в основном. Но буквально с этого года вроде как начались изменения, пока что правда в Москве. Начали появлятся лыжные школы для "новичков, кто в детстве на лыжах не бегал". По-моему это первый год, когда на russiarunning или серии Громов уже несколько лыжных стартов и с ними все как на беговых стартах: мотивирующая реклама, красивые медальки и фотографии, и все прочее. Конечно, пока что там все равно "олдовые" лыжники в основном участвуют, но я думаю, за несколько лет, в лыжах появится и много новых людей, а там, глядишь, мода на лыжи переместится и в регионы.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, здесь ситуация с подготовкой похожая, есть школа, есть частные тренеры, а вот старты пока отстают. Уверен, ситуация изменится. Люди есть и они уже начали этим заниматься. Но честно говоря трудновато пока представить лыжный старт похожий на беговой. Лыжник требует значительно больше места, чем бегун, а вот лыжная трасса как раз имеет большие ограничения, чем шоссе. Но Лыжня России, вроде собирает по 10 тыс. чел. Но это немного другая история.

      Delete

Post a Comment