Длинная история про марафон. Окончание (забег)

Начало о-о-очень издалека, немного о том как я принял решение и чуть-чуть про подготовку.

Марафон стал наиболее ярким переживанием за последние несколько лет.

Старт был запланирован на 9:30 утра последнего воскресения июля. Проснулся я часов в семь утра. Позавтракал овсянкой с бананом. Закинул в рюкзак пару бананов, воду с изотоником, кроссовки и отправился на первый в своей жизни марафон. На велосипеде решил не ехать: побоялся, что могу не осилить возвращение, да и силы до старта решил поберечь. Машину не стал брать, так как не знал где я ее там смогу оставить, и лишние переживания мне были не нужны. Хватило того, что накануне старта я попал в ДТП, и мне повредили дверь. Решил ехать на автобусе. Благо ехать не далеко, минут 30. Сбор участников проходил в клубе «Сокол». Это почти у самого подъема в лес. Я прибыл туда к полдевятого. Оказалось, что припоздал. Основная масса участников уже выдвинулись к месту старта. Надо сказать, в клубе я был впервые, и мне понравилась царившая там доброжелательная и приятная атмосфера. Есть раздевалки и даже душ. И даже рабочий.

Я переоделся, распихал энергетический гель по карманам, покинул раздевалку и спросил как я смогу попасть на старт. Два пожилых, как выяснилось из дальнейшего разговора опытных и заслуженных, марафонца сказали, что они как раз здесь и есть для того, что бы сопроводить туда опоздавших. Я говорю: «Ну что ж, вот он я, опоздавший – ведите!», и мы вышли на улицу. У порога уже ждала карета скорой помощи. «Рановато», - подумал я. Оказалось, что "скорой" положено присутствовать на старте, но они тоже опоздали. Один из моих новых знакомых сказал, что он знает как проехать на место на "скорой" и нам было предложено сопроводить их до места. Мне эта идея сразу не понравилась, но деваться было некуда. «Лучше ТУДА ехать на "скорой", чем ОБРАТНО» - подумал я, залезая в машину. По пути мы подобрали еще одного участника, забегая вперед скажу, будущего призера, занявшего третье место.
Надо сказать, что въезд автомобилей в лес, на Кумысную поляну, дело довольно проблематичное. Все въезды-выезды перекрыты зарытыми в землю трубами и прочими преградами. «Было бы неплохо узнать секретную лазейку», - подумал я, когда автомобиль скорой помощи под руководством заслуженного марафонца начал подниматься в гору минуя бетонные блоки гаражей. Возможно, наш проводник что-то заподозрил про мои коварные намерения и дабы не выдавать свои сакральные знания начал двойную игру. По его указке мы поднимались все выше и выше, строения кончились; водитель с разгону въехал в крутейший подъем и скорая, продираясь сквозь густые заросли, все дальше и дальше углублялась в лес. Неожиданно, дорога превратилась в тропинку. Мы остановились. Стало ясно, что дальше мы не поедем. Все, кроме женщины-доктора, вышли из машины и сразу попали в густые заросли крапивы. «Получите, шпионы! Фиг вам, а не секретный въезд в лес!» - по-видимому, подумал «сусанин» и со словами «Похоже, не туда заехали», вломил вперед через кусты, к месту старта.Оставив водителя с врачом вызванивать организатора, я и двое оставшихся участников забега направились искать место сбора. Провожатый к этому времени уже был далекой тенью среди кустов. Где мы и куда идти я, как и оставшиеся не имели понятия. До старта оставалось минут пятнадцать. Примерно угадывая направление движения убежавшего вперед «сусанина» и основываясь на собственных ощущениях, через 20 минут мы вышли к большой группе людей. Мы успели как раз к окончанию предстартового брифинга и общему фотографированию. Мне оставалось только опорожнить мочевой пузырь и зарегистрироваться. Я подбежал к столу регистрации, отдал сто рублей девушке-судье, быстро заполнил мини-анкету и, наконец, получил номер. Номер 32. Прикреплял его я уже стоя на линии старта. Всё, мы выстроились на линии в ожидании команды.

Старт!

Я включил Strava на смартфоне, нажал старт на пульсомере. Всё, побежал! Стартовало 25 участников, я начинал в середине группы. Ввиду позднего прибытия к стартовому лагерю, я не успел ни поволноваться, ни присмотреться к участникам. Мой план был выяснить, кто планирует бежать в темпе 5:30-5:40 мин на км, это темп, чтобы как раз закончить в пределах четырех часов, и держаться этого участника. Но перед стартом не получилось. Группа сразу растянулась, я оказался за одной из двух девушек-участниц. По фигуре и по технике бега я предположил, что это спортсменка, позже это подтвердилось – лыжница, кандидат в мастера спорта. Ее темп мне показался приемлемым. Пока буду держаться за ней. Чуть позже я догнал ее и спросил на какое время она рассчитывает. Она, как и я, планировала выбежать из четырех часов. Отлично, нашел партнера. «Какой у нас темп?», - поинтересовался я, кивая на ее спортивные часы с GPS. Оказалось 5:04. Хм, быстро начали. Она тоже не планировала бежать в таком темпе. Перебросились парой слов, решили подождать и подержать скорость, после 5-10 км скинем, если что, пока бежим вместе – тянем друг друга. Так мы и бежали вдвоем следующие 35 км.

Бежать предстояло 8 кругов по 5 км. В самом начале сделали небольшую петлю, отбежали на 1 км от старта, вернулись, опять развернулись и вперед на полные 8 кругов. Пункты питания были на месте старта и на середине круга. Вода, компот, сухофрукты. Я прихватил с собой пол-литровую бутылку изотоника со спортивной соской. К моменту старта из нее уже отпили два моих попутчика на скорой помощи. За время тренировок я привык таскать бутылку в руках. Я подумал, что как только допью изотоник, брошу бутылку и уже тогда буду пить на пунктах питания. Но с бутылкой я так и не расстался до финиша. Из стаканчиков пить оказалось неудобно. Это тоже надо уметь и тренировать этот навык. В итоге мы с Настей, так звали мою попутчицу, приноровились: на пункте питания она берет два пластиковых стаканчика воды и я беру один. На бегу переливаю из стаканов в бутылку. Получалось почти полностью наполнить емкость, и после этого довольно удобно пить на ходу. Мне не сложно было бежать с бутылкой – я привык. Таким образом мы не испытывали проблем с гидрацией. Питаться я решил гелями. С собой взял 7 штук. Один потерял в "скорой". На дистанции съел 4, гадость редкая –сладкие, аж зубы ломит, но работают. После приема силы частично восстанавливаются, можно не сбавлять темп. Настя вообще не питалась. Я предлагал ей подкрепиться гелем, но она решила не рисковать, не пробовать новый для организма продукт на дистанции. Мудрое решение. Лучше медленнее добежать до финиша, чем быстрее до кустов. На финише я все же дал ей попробовать один пакет. Выдавив содержимое в рот, она согласилась, что гадость редкостная.
Организатор на фоне той самой "скорой"

Но, возвратимся на дистанцию. Кстати, после первого круга, в стартовом лагере я увидел ту самую машину скорой помощи, они все же добрались. Первую половину марафона мы пробежали за час сорок пять. Темп был хороший на 3:30. Сил было полно, казалось, что можно не только удержать темп, но и ускориться. Мы все еще бежали парой. Решили не торопиться и держать заданную скорость. Ни я, ни она не бегали больше 32 за раз и никто из нас не знал, что там за этой чертой. Говорят, марафон начинается после 35-го километра. Не врут. Для меня марафон начался после 32-го километра. Оставалось бежать еще 2 круга. Надо сказать, что к этому моменту мы обогнали нескольких человек. Впереди маячили спины еще нескольких. Один из них был организатор, так же бежавший в паре с парнем. Мы решили их нагнать. В конце предпоследнего круга я приблизился к ним. К этому моменту я немного отпустил Настю вперед, оставив ее без воды. В какой-то момент времени я почувствовал провал. Ноги не слушались, со спуска бежать было хуже, чем в горку. Тогда-то я и отстал. Выдавил гель, стало немного лучше. Восстановил потерянный темп. В самом начале последнего круга я догнал намеченную парочку. Настя обогнала их чуть раньше. Подержавшись за их спиной, я решил прибавить. Я не могу сказать, что сделал это из последних сил, сил не было никаких, просто делал шаги чуть шире и все. Со словами «Я вас обгоню, что бы пропустить чуть позже», - обошел обоих. К последнему пункту питания пришлось выполнять «обещание», они меня нагнали. Я, не останавливаясь, пробежал мимо стола с напитками, держа почти полную бутылку в руках. Организатор отправился подкрепиться. Второй парень пробежал мимо вместе со мной. Впереди нас ждал небольшой спуск. Мы бежали вдвоем, рядом. Я предложил попить моему попутчику-сопернику. Он отказался. Самое простое, что приходило в голову – сбавить темп, лучше пойти пешком, еще лучше постоять. Но я уже воспринимал моего соседа как соперника, конкурента. Я знал: встал – проиграл. Я хотел не просто добежать, но и оказаться впереди. Чуть прибавил – нет, не отстает. Сбавил – и он тоже. Бежать под горку не могу. Переднюю поверхность бедра ломит. Дальше будет коротенький, но крутой подъем. Забегаем вместе, в конце я чуть прибавил, парень отстал на пол-шага. Этого достаточно, что бы понять, он так же как и я без сил. Чуть дальше будет еще подъем, пологий, но длинный. Его то я и жду. Вверх я бежать могу. Вот он. Стартую. Ноги выше, толкаюсь. Отстает. Еще, еще. Оборачиваюсь, между нами метров 15. Еще, еще. Разрыв растет, шаг за шагом, метр за метром. Выхожу на прямой участок, под ногами песок. Стараюсь не снижать темп, оборачиваюсь – нет, не догонит, при всем желании не догонит. Впереди бежит Настя, она еще не финишировала, странно, я думал, я отстал значительно, но нет, она, похоже, в конце сбавила. Вижу финиш! Я сделаю это красиво. За 20 метров начинаю ускоряться. Откуда только силы. Вот она линия, прочерченная кроссовком на песке, пресекаю ее, вскидываю руки. Все! Финиш! Судья выкрикнул мое время. Не запомнил. Понял, что выбежал из 3:40. Ничего себе, я не ожидал. Все. Стою, никуда не бегу, больше не надо.

Хожу по поляне как в тумане, выбросил пакеты от геля которые складывал в задний карман шорт, взял бутылку, попил. Женщина на финише подбадривает, «Молодцы, добежали. Некоторые сошли». Ноги уже не сгибаются. За спиной финишируют участники, надо же я не последний. Посмотрел данные монитора пульса средний пульс 153 - нормальный показатель, как и рассчитывал. Один бегун, довольно пожилой мужчина с бородой, пошел на предпоследний круг. Он не торопится; неудивительно, вчера он уже бежал марафон в Москве, сегодня в Саратове. Вообще это его 511-й марафон – работает на количество. Вообще в забеге принимает участи довольно много пожилых людей –возраст не помеха для полноценной активной жизни, это обнадеживает. Кстати, «сусанин» был один из двух сошедших спортсменов, не добежал, по-моему, один круг. Я подошел, спросил, что случилось, он просто ответил: «Сегодня не хотелось бежать».
У судейского стола я сдал свой номер, получил пакет. Там лежали сертификат участника, вымпел и шоколадка. Очень приятно.Отдышавшись, начал ждать награждения, что бы потом вместе со всеми вернуться в клуб. Пока ждали последних финишеров, дружески общались, делились впечатлениями и опытом. Я присел на бревно. Вот и награждение. Организаторы попросили всех собраться у пьедестала. Я попытался встать – фиг. Ноги вообще не слушаются, передние мышцы бедер просто отказываются воспринимать команды мозга. Кое-как встал, доковылял до места, боль - аж глаза слезятся и голова кружится. Настя показала лучшее время среди женщин за всю историю «Лесного марафона». Я отстал от нее на 50 секунд. Среди мужчин лучшее время 2:44. Потом я посмотрел в протоколе свой результат 3:34:45 – 10-е место. О лучшем я и мечтать не мог. Я доволен.

Кое-как спустился с группой в клуб, где опять был приятно удивлен. Нас ждал накрытый стол с пирогами, пирожными, печеньем и горячим чаем. Переоделся, сел за стол, немного перекусил и выпил чаю. Меня также душевно проводили, как и встретили. Я вышел и потихоньку побрел к автобусной остановке. Всё, сегодня торопиться больше некуда. Уже около дома я вспомнил, что забыл пакет с сувенирами, туда же, еще в клубе, я положил нагрудный ремешок монитора пульса. Я был уверен, что он до сих пор висит там, где я его повесил – на вешалке в раздевалке, поэтому спокойно дошел до дома и позвонил в клуб. Женщина на том конце сразу нашла мою пропажу. На следующий день я просто заехал и все забрал.

То, что больше всего поразило в постмарафонском периоде - эйфория. В течение нескольких дней (двух или трех) мое состояние было похоже на туман. Голова была как будто пустая. В эти дни я часто и без повода улыбался. Несмотря на боли в мышцах, было приятное ощущение не физической, а ментальной (психологической) легкости. Я не знаю, как это работает, но физическое напряжение, длившееся 3,5 часа, отодвинуло все прочие проблемы и мысли на второй план. Осознание преодоления не столько дистанции, сколько самого себя дает удивительное чувство максимального удовлетворения. Довольно странное и в то же время приятное ощущение. Стоит того чтобы повторить забег в следующем году.

Фотоотчёт
Фото Дениса Шевченко 
Карточка пробега на ПроБеге
Видео старта 
Трек (не мой)

Comments