Сплав по реке Медведица

Я перенес этот текст с минимальными правками из комментариев, оставленных мною на спортивном трекере strava.com

День первый

Заброска на место старта в район Аткарска. Группа 14 человек + инструктор. Место, на котором планировали ночевать, оказалось занято, пришлось расположиться чуть ниже, практически на "проезжей части". Вход в воду был не очень хороший, поэтому купались мало. После разгрузки приступили к постановке лагеря.
Вечером собрали 6 байдарок: пять двухместных и одну трешку. Первый раз увидел байдарку "Свирь" с надувными бортами. На ужин был шашлык. Я не знаю, сколько было мяса, но жарили мы его в два захода и ели два дня. На ночь ничего не убирали и не мыли. Я ушел спать полдвенадцатого.

День второй

Когда я встал в 6:30, двое уже разбирали остатки вчерашнего ужина, костер уже разожгли, для его поддержания мы начали пилить дрова, чем и разбудили всех остальных. Часов в восемь сварили овсянку с сухим молоком, позавтракали и начали спуск байдарок.
Около десяти часов начали сплав. В этот раз на группу было две рации. Надо сказать, это было очень удобно. Я пошел первым, оказалось, что не все вещи поместились, и последняя байдарка не могла забрать все что осталось. После связи по рации я вернулся и взял часть вещей. Самой сложной частью маршрута в этот день был порог – труба, проложенная по дну Медведицы. В разное время высота порога варьируется, иногда доходя до метра. В этот раз порог был невысокий, воды было довольно много. Подойдя к нему группа встала. Проходить начали по одной лодке. Первым прошел инструктор. Ничего сложного в прохождении порога не было, достаточно было просто поставить байдарку перпендикулярно и удержать это положение на довольно быстром течении. Ни у кого этот отрезок не вызвал сложностей. После прохождения этой части маршрута мы стали искать место для обеда. Небо начало затягиваться и вдали слышались раскаты грома. Дождь приближался.

Нашли подходящий пляж. Только успели накрыть байдарки "пенками" и поставить тент как начался ливень.

Он шел около 20-30 минут, потом выглянуло солнце. Обедали вчерашним шашлыком и бутербродами. Еще одной интересной деталью маршрута в тот день был проход под мостом. Это был старый, но действующий мост. Пройти сидя в байдарке под ним довольно проблематично, поэтому мы выходили и пропускали лодки под мостом, сами перебирались по берегу.

Остановились вечером на ночлег. Разбили лагерь. К нам присоединилась еще часть группы - 6 человек и 2 байдарки. Их подвезли к месту нашей ночевки. Сбор байдарок оставили на утро. Ужинали макаронами с тушенкой, бутербродами, остатками шашлыка. Спать пошли около 12 часов.

Трек второго дня на Strava

День третий

Подъем как обычно в 6:30. На этот раз я разводил костер. Опять после ужина не убирали, поэтому посуду мыли утром. Общим голосованием решили на завтрак снова варить геркулес. Отличный завтрак туриста. Погода с утра задалась хорошая, солнечно. Основной сложностью сегодняшнего маршрута была «быстрина» - место с несколькими изгибами, каменистым дном и быстрым течением.
Главное при прохождении этого участка успевать подруливать, чтобы двигаться вдоль течения. В прошлом году на этом месте развернуло лодку, что на таком течении чревато переворотом. В этом году решили перед этим место не собираться, а пройти в обычном режиме, главное входить в быстринку по одной лодке. Наша лодка пошла первая, чтобы на нашем примере новички смогли посмотреть, как примерно проходить это место. Но я увлекся и влетел в течение не успев сбросить скорость и подождать вторую лодку, в которой как раз и сидели туристы впервые путешествовавшие на байдарках. Я единственно успел крикнуть «Стойте!» и пошел в быстрину. Получилось, что вся группа опять, как и в прошлый раз, собралась перед входом и проходила по одной лодке. Рация в данном случае очень помогла. Опять одну лодку развернуло и часть сложного участка они прошли задом-наперед. Это был женский экипаж. Представляю, какие эмоции они пережили. Место действительно довольно интересное. Побольше бы таких. В этот же день нам предстояло пройти под автомобильным мостом. Рядом с остатками старого был построен новый. Ничего сложного, но, тем не менее, мосты всегда вызывают интерес.
На подходе к мосту мы шли последними, и моей задачей было обойти всю группу до моста. Пришлось довольно активно поработать веслами. Справились, а заодно и немного размялись. До ночлега шли в легком темпе, болтали с партнером Никитой.
Еще одной «особенностью» этого дня было расстройство системы пищеварения у части группы. Я тоже попал в этот список. Не знаю, что это вызвало: тушенка, двухдневный шашлык или еще что-то, но до вечера я испытывал дискомфорт. У одного парнишки (ребенка) это спровоцировало воспаление поджелудочной железы (т.н. «ацетон»). Для него приятное времяпрепровождение было закончено. К вечеру у большинства все нормализовалось, и мы отлично поужинали гречкой с тушенкой. Да, я бы поставил это блюдо в походе на второе место после макарон. На вечерней стоянке «недостаток» физической нагрузки мы компенсировали заготовкой дров. Срубили два здоровенных дерева и сделали из стволов «лавочки», сучья использовали для костра. Надеюсь, следующие группы вспомнят нас добрым словом. Это была последняя ночевка, и взрослая часть группы просидела у костра довольно долго, я ушел спать пораньше, часов в одиннадцать.

Трек третьего дня на Strava

День четвертый

Накануне вечером я наслаждался прекрасным видом ночного неба, кстати, ночное небо вдали от города это одна из причин, почему я могу переносить некоторые неудобства походной жизни, рассказывал ребятам как искать полярную звезду и зачем она вообще нужна. А утром четвертого дня я проснулся под звук начинающегося дождя. Небо было затянуто. Быстро накинули тент на дрова и стали в экстренном порядке убираться после вчерашнего. Уже по традиции вечером ничего не убирали. Но дождь не разошелся. Под мелко моросящим дождиком сварили рисовую кашу, позавтракали и стали собираться. К моменту отбытия появилось солнце, опять будет жара. В этот день предстояло сделать финишный рывок. Нужно было дойти до конечной точки, а это около 23 км, часов до трех дня. В предыдущие дни мы проходили столько за весь день. Нужно было держать какой-никакой темп. Это не помешало нам сделать несколько остановок для купания, но полноценного обеда мы не варили, предпочли перекусить бутербродами с колбасой и кабачковой икрой.
Но зато немного «похулиганили» - сделали небольшой трюк, закопав одного человека в песок, оставив только голову, а другому напротив - закопали только голову, предварительно набросив на лицо бейсболку. Забавно выглядит голова «сдобренная» кетчупом, лежащая отдельно от тела. Еще забавнее выглядит человек, которому закапывали голову, после откопки – песок везде, зачем вообще нужна была бейсболка :) Долго не сидели, нужно было выдвигаться. Ближе к финишу, к Лысым горам, Медведица становится более полноводной, течение слабее (по ощущениям). Грести приходится активнее. Народ устал, после трех дней полноценной походной жизни и физических нагрузок мышцы деревенеют. Но все в ожидании финиша. По рации получил информацию от инструктора, что, скорее всего, снимемся в Большой Рельне, это километров семь до Лысых гор. Передал эту информацию группе, народ воодушевился, откуда только силы взялись, все вломили на втором дыхании. Вот и байдарка инструктора. Народ на подъеме - все финиш! А вот и фиг! Что-то не срослось, нужно идти до Лысых. Со словами инструктора «Осталось недалеко, в пределах часа», люди хмуро погрузились в байдарки. Лично для меня тогда начался лучший участок всего сплава. Самый трудный физически, самый спортивный. Вместо часа грести пришлось часа два. На каждый изгиб реки туристы смотрели с надеждой и после каждого поворота раздавался выдох отчаяния. Средняя скорость движения по реке у нас составляла примерно 5 км/ч. Представьте себе лица гребцов, особенно женщин и подростков, когда через полтора часа изматывающей гребли рыбак, мирно сидящий с удочкой на лодочке с мотором, сказал: «Потерпите еще чуть-чуть, осталось километра четыре!» Хорошо, что оно ошибся, оставалось пару сотен метров. Вот и знакомые камыши, а вот и плотина. Все! Пришли!
Дамба в Лысых Горах
Я причалил сразу после инструктора, нужно было дождаться еще 6 лодок. Они немного задержались, ребята остановились попрыгать с тарзанки недалеко от финиша. Выгрузились, перекусили, желающие отправились искупаться перед возвращением домой. Нам немного повезло - не нужно было разбирать байдарки. Разбирать пусть и легче, чем собирать, но не так приятно. Инструктора уже ждала следующая группа, чтобы идти дальше, вниз по течению реки и жизни.

Трек четвертого дня на Strava

Некоторые выводы:

Лично для меня группа из 8 байдарок – это много, 20 человек – это очень много, 7 детей – это «ваще-до-фига». Брать на сплав фондю это может и не моветон, конечно, но уж точно и не комильфо. К алкоголю в походе отношусь нормально. Кстати, в этот раз пили довольно много, больше чем обычно. Наверно это и являлось основой причиной, почему мы не убирали продукты и посуду вечером. Мне это не особо понравилось. При не очень благоприятной обстановке с мышиной лихорадкой не знаю чем это в итоге закончится для всех нас. Я воздержался от приема алкоголя и не жалею. Чувствовал себя отлично и восстанавливался очень быстро.

Момент, который запомнился:

Инструктор, Виталий, спит под открытым небом. Надевает на себя побольше вещей, навалит гору «пенок», укроется спальником и дремлет недалеко от костра. Может устроиться на ночлег пока народ еще болтает у костра. Надо добавить, что этим летом он отрастил бороду, точнее, она сама выросла. В один из вечеров, он прилег у костра, привычно накрывшись спальником. И вот идет мальчик Лёва, лет десяти. Идет из темноты к костру и чуть не спотыкается о Виталю. «О, бомж!» восклицает Лёва, перешагивает через лежащего инструктора и идет дальше, за печенькой.