Длинная история про марафон. Продолжение (немного про подготовку)

Продолжаю. Начало истории можно найти тут


Бегать вообще я начал в этом году (в 2014), в январе, мне было уже 38. Кроме всего прочего зимой же, раз в неделю, мы с женой посещали бассейн. Плаванием занимался еще будучи школьником, с тех пор с удовольствием это делаю. Техника какая-никакая есть. Опять же в этом году начал увеличивать и скорость и объем. Старался за 45-ти минутную тренировку проплывать 2000 метров. Очень скоро это начало получаться. Результат не выдающийся, но я доволен.
Третью зиму подряд активно осваиваю коньковый ход на лыжах. Этой зимой получилось нарастить объемы. Если до января катался только по выходным, то с начала года появилась возможность ездить на лыжный стадион один-два раза среди недели. Но казалось, все равно не хватает. Физическая форма, конечно, улучшалась, но хотелось большего. Так как около дома возможности покататься на лыжах не было, подумал добавить бег. Решил, что буду заниматься через день, если не получается на лыжах – иду в парк в паре минут от дома, на пробежку. Погуглил «бег», остановился на развивающем беге на низком пульсе (до 120 ударов в минуту), отличный ресурс по этому поводу Школа бега СКИРАН.

И вот в один из зимних вечеров отправился на первую пробежку. Должен сказать, что к тому моменту пулсьсомер у меня уже был. Купил его в предшествующем году, но так и не использовал по назначению – не имел представления ни про какие пульсовые зоны. Смотреть на меня, думаю, было смешно; для поддержания пульса 120 ударов я только, что не шел пешком; бежал в темпе минут десять на километр. Часы, настроенные на коридор 115-130 пищали постоянно, чем озадачивали прохожих. ТрусИл с непонятной сейчас мне техникой, изгалялся как мог. Да и первые кроссовки были Zamberlan хоть и качественные, но ни капли не беговые. За пару пробежек несколько пальцев сбил так, что ногти слезали. Постепенно начал втягиваться, привыкать. Вскоре после начала беговых занятий получил травму. Поскользнулся и довольно сильно упал на левую ногу, повредил голеностоп. Но желание продолжать тренировку было так велико, что я, превозмогая боль, добежал хромая намеченные 5 км. Нога опухла, наступать было больно. Тем не менее, я ни разу не отменил ни лыжную ни беговую тренировку (ничего хорошего, кстати, в этом нет и я, ни в коем случае, не горжусь этим). Сейчас нога почти пришла в норму, но все равно иногда чувствуется дискомфорт в области голеностопа, а также в начале беговых тренировок, пока не «разбежался» отдает в левое колено.
Отчет о проделанной работе
Тогда же, зимой, начал устраивать себе длительные тренировки, сначала лыжные, позже, когда снег начал таить, и беговые. На лыжах в марте вломил 50 км. Без какой либо особой подготовки, питания и прочих организационных заморочек. Просто пришел на лыжню и 4 часа бежал коньком пять кругов по 10 км. Но интерес к длительным нагрузкам у меня появился еще раньше, когда в 2013 году я решил проехать на велосипеде 200 км. Выбрав маршрут и проведя незначительные подготовительные мероприятия, отправился в свой самый длинный соло-велопробег. К тому моменту я, конечно, уже имел опыт преодоления дистанций до 120 км, но этот пробег дался мне тяжело. Доехал до Тепловки, перекусил в придорожном кафе и вернулся в Саратов, на спидометре было почти 190 км. Не хватает! Вроде бы вот он дом, я вернулся, но нет – надо добирать еще десятку. Пришлось опять вкручивать прочь от дома. Не знаю где, но нашел в себе силы добить до двухсот. Мой отчет об этом пробеге на reddit.com, даже попал на front page (это здесь).

В общем, длительные дистанции привлекали меня в любых проявлениях. Неудивительно, что с ростом тренированности я начал задумываться о беговом марафоне. И вот в апреле я созрел. Решил бежать 42 км 195 м. Причем решил бежать не просто так, а принять участие в официальном старте. Выбрал для себя «Лесной марафон» который проводится ежегодно в Саратове на Кумысной поляне в конце июля. Здесь было бы уместно сказать, что это для меня был не первый старт в официальных соревнованиях. Прошлой осенью я принял участие в веломарафоне «SaraTau 2013». Это была шестидесяти километровая гонка по «хорошему» рельефу (читай «горки») на той же Кумыске. Занял я там скромное 31 место из 55-ти стартовавших (протокол). Но основное отличие веломарафона от бегового марафона – к последнему я готовился.

Программ по подготовке к марафону на просторах Интернета имеется великое множество. Не сильно заморачиваясь, я воспользовался сервисом от ASICS. Кстати, к тому моменту я уже бегал в специальных беговых кроссовках ASICS Phoenix 6. Качество и удобство вполне оправдывают довольно высокую цену 4000 руб. Только недавно, после пробега более 500 км, на кроссовках порвалась ткань в районе мизинцев. Но вернемся к плану: в специальной форме задаете планируемую дистанцию, дату и еще ряд параметров на выходе получаете план подготовки на каждый день. А дальше я полностью пытался соответствовать высказыванию: “The will to win means nothing if you haven't the will to prepare”, буквально «Воля к победе ничего не значит, если нет воли к подготовке».

В рамках подготовки я пробежал 503,5 км, хотя MyASICS выдал мне задание на 428 км. 31 км - самая длинная дистанция в процессе подготовки. Я пробежал ее за три недели до старта. Более длинные дистанции я не бегал никогда. Я особо не нервничал по поводу предстоящего забега, просто выходил на тренировки и следовал инструкции, точнее почти следовал, обычно делал больше. Моей целью было выбежать из четырех часов. Не очень амбициозно, но для меня это был бы вполне хороший результат. Как советовали на одном из беговых сайтов «Относитесь к марафонскому забегу как к празднику, ведь Вы так долго к нему готовились». Именно так я себя и настраивал. За неделю до старта беговые объемы снизились и, к моменту старта, я был полон сил и желания бежать.

Довольно очевидный и важный вывод, который я сделал в процессе подготовки:

Старт, назначенный на определенное время; реальная цель, поставленная на данный старт и тренировочный план являются сильнейшими мотивирующими факторами для постоянных тренировок и, как следствие, качественного развития.

Дальше непосредственно про марафон...

Comments