Велопробег "Буданова гора"


В преддверии очередного велопробега я решил написать небольшой отчет о нашей последней поездке, которую мои товарищи гордо называют велопробегом, на Буданову гору 7 июня 2014 года.




Эту поездку мы спланировали за месяц-полтора заранее, чтобы набрать желающих и у них была возможность подготовиться. В итоге, благодаря массированной информационной поддержке желающих набралось аж четыре человека, включая меня и моего 12-ти летнего племянника Севу. Испытать свои силы также решились Михаил и Рустам, для которых это была первая настолько длительная по времени и по пройденному расстоянию велопоездка. По моим ощущениям, для них это была вообще первая велопоездка, ладно, шучу.

Я давно хотел съездить на Буданову гору. В прошлом году, проезжая мимо, мне показалось, что это место стоит того, что бы его посетить. Поэтому, когда встал вопрос о планировании поездки, с пунктом назначения у меня вопросов не возникало.

Во время нашего путешествия у участников возникал вопрос откуда такое название. Оказалось, что
Буданова гора (Буданиха) – первые поселенцы занимались разбоем, самый главный – Будан, наблюдательный пункт находился на возвышенности, которую назвали в его честь.

Справка

Статус: Особо охраняемая природная территория

Краткое описание:
Отдельно стоящая гора замечательной формы на южной окраине Саратова, рядом с деревней Багаевка. Рельеф горы обусловлен положением на узле тектонических разломов, отделивших её от основного водораздела Приволжской возвышенности, и последующей эрозией.
Гора и прилегающие с юга верховья Багаевки обладают выдающимися ландшафтными свойствами, высоким биологическим разнообразием, показательными геологическими разрезами с богатой верхнемеловой палеофауной.

Флора урочища насчитывает около 250 видов, среди которых много редких, занесенных в Красную Книгу Саратовской области. Разнообразие экологических ситуаций формирует широкую гамму степных фитоценозов: от участков ковыльных степей до сухих типчаково-полынных растительных сообществ.
Буданова гора и её окрестности очень популярны у натуралистов. Сюда часто приходят с экскурсиями биологи, геологи, палеонтологи, геоморфологи.
Склоны горы активно используется для парапланеризма.

Состояние:
Урочище «Буданова гора» является памятником природы регионального значения. Несмотря на вывешенные аншлаги и обозначенные границы, статус особо охраняемой природной территории постоянно нарушается: происходит выпас скота, накапливается мусор от неорганизованной рекреации, известны случаи браконьерства, растительность страдает от автотранспорта.

Местонахождение:
Russia
51° 26' 11.0652" N, 45° 47' 30.1272" E
(Замечательная статья Евгении Мельниковой "Жильцы Будановой горы")

Стартовали мы от пионерлагеря Березка на Кумысной поляне. Без двадцати девять я и Сева подъехали к лагерю. Рустам появился через пару минут, чуть позже подъехал Миша. Мы подождали еще одного возможного участника, который в итоге не смог, помогли девушке накачать колесо, сделали это фото и начали свое путешествие.
Первая часть нашего маршрута пролегала по Кумыске. Все было здорово, езда по лесу это всегда удовольствие. Отличные виды на Саратов с высоты произвели на Мишу и Рустама должное впечатление. Начало поездки омрачили несколько фактов. В предвкушении повышенных нагрузок Рустам плотно позавтракал шаурмой, которая легла тяжким грузом на его желудок. Он не стал долго катать лишний вес и избавился от него в ближайших кустах. Миша, напротив, отправился в путь на голодный желудок, так как его организм ночью подвергался жесткому обезвоживанию. Но в итоге эти неприятности больше не доставили нам проблем.

 Ехали мы по заранее проложенному маршруту, поэтому без особых проблем проехали значительную часть пути к нашей цели. Ребята хорошо себя чувствовали и готовы были мощно крутить педали. Мы спустились с Кумыски, проехали памятник воинам-водителям, и двинулись к цели по неизвестному для нас ландшафту.

Виды должен сказать открывались отличные, один только затяжной спуск чего стоит. Даунхил, кстати, довольно опасный для новичков, к коим отношу и себя. Сева даже был вынужден спешиться но и это не спасло его от падения на пыльной, раскатанной дороге. Велосипед просто уехал из его рук.
По пути нам встретилось стадо баранов отдыхающих в тени немногочисленных посадок. Запах такой, что глаза режет. К тому моменту начиналась жара, возникало желание присоединиться к братьям нашим меньшим в тени деревьев, но мы перебороли себя, сделали пару глотков воды, которая у нас еще была в достаточном количестве и поехали к цели. 

Дальше наш путь лежал вдоль железной дороги, проехав под ЖД мостом, мы попали в царство сюреализма дачный кооператив "Гудок"
 

Дальше дорога проходила вдоль полотна железной дороги. Участок довольно сложный. Крупный щебень и довольно холмистая местность начали потихоньку отнимать силы у наших путешественников. Запас воды хоть и не кончился но существенно поубавился.
Видно как парни маршируют в гору на фоне эшелона с бронетанковой техникой.  Любой маломальский подъем в гору заставлял ребят спускаться со своих стальных коней.
Миновав парочку, как назвал их Миша, альпийских деревушек, которые распологались на живописных склонах холмов, мы вплотную приблизились к своей цели: Будановой горе.
 Вот он, один из склонов горы прямо перед нами. Впереди нас ждет довольно затяжной подъем.
Я въехал в гору на велосипеде. Честно говоря мне было не очень трудно, но и резвости я не проявил. Грубо говоря, я туда затащился. Ребята уже привычными движениями заталкивали велосипеды впереди себя. Я надеюсь, спуск с горы окупил те мучения, которые они испытали на подъеме. Сева, кстати, часть подъема преодолел вкручивая педали. Молодец.


После подъема мы минут 20 просто сидели или лежали, не было сил даже полюбоваться открывающимися с горы пейзажами, а виды были и в самом деле великолепными.

Фотографии не могут передать и доли той красоты которая открылась нашим взорам в ключевой точке путешествия. Волга с одной стороны, холмы и "альпийские деревни" с другой. Где-то внизу железная дорога, которая кажется уменьшенной копией, игрушкой. Вдали видны промышленные районы Саратова.

К моменту нашего восхождения начали сгущаться тучи. Это была локальная, но довольно зловещая облачность. Не особо напугавшись и расстроившись, мы все же решили начать возвращение. Первоначально мы планировали пройти по более длинному маршруту. Но накопленная усталость заставила нас пересмотреть планы и мы решили срезать. С помощью компаса в телефоне нашли север. Туда и двинулись. Когда съехали с горы начал накрапывать дождик.

Но дождь нас только освежил, кончился практически сразу. Короче, мы не накупались.
Буданова гора предстала перед нами во всей ее красе.

Еще на старте мы определили приоритеты. Если я собирался в первую очередь влезть на гору, то Миша собирался искупаться. Первую часть плана мы выполнили. Теперь нужно было искать водоем. На маршруте было запланировано купание уже ближе к концу поездки. Но, когда уточняя дорогу, мы выяснили, что поблизости дачного поселка есть небольшое озерцо с пляжем, долго не думали, а рванули туда. Миша и Рустам сразу залезли в воду.

Дальше нам предстояло преодолеть еще один подъем. Это также было испытание, отнявшее немало сил у наших путешественников. Не могу сказать, что градиент был крутой, но довольно затяжной. 


Поднялись на равнину. Прикинули дальнейший маршрут. До следующего водоема предстояло ехать через поля. Облака ушли и опять началась жара. Поля засеянные злаками казались морями, а мы были кораблями, точнее весельными лодками, которые с помощью мускульной силы медленно пробирались разрезая волны.

Впереди показалась церковь с синей крышей и золотыми куполами. "Ничегосебе!", воскликнул Михаил, "Я знаю это место. Это Михайловка, этож пипец как далеко от Саратова! Сколько же нам еще ехать?!" Вместе с этими словами значительная часть сил покинула Мишу через рот. Действительно, ехать нужно было еще столько же сколько мы проехали к этому моменту. Только запасы воды практически иссякли, и свежесть была уже не первая и даже не вторая. Откуда-то изнутри организмов подкрадывалось измождение. Педали крутились не так уж весело, пейзажи были не такие уж и красивые, велопоход был не такой уж клевой затеей.
Что бы не делать крюк, решили срезать, для этого потребовалось пробираться по целине, преодолевая рвы. 



Наконец мы вышли к какой-то деревне. Нужно было срочно пополнить запасы воды. Мы спросили у проходящей мимо путницы, где ближайший магазин. Она ответила, что здесь магазинов нет и нужно ехать в Михайловку. Ну уж нет, мы так усердно старались туда не попасть, что специально точно не поедем. Решили заправиться водой у местных жителей. Я собрал все бутылки которые у нас были и направился в дом женщины, любезно согласившейся нам помочь. Надо сказать, что Миша оказался наиболее уверенным в себе, он взял с собой одну или две бутылочки воды "Архыз-Спорт" по 0,6 литра со спортивной пробкой. «Спорт» это конечно хорошо, но маловато. Он то больше всех и ждал моего возвращения.
Осушив одним залпом обе бутылочки он был готов ехать дальше еще парочку километров, может даже четыре. Нашей следующей целью был очередной водоем - озеро. Не помню как мы туда ехали, но по-моему не очень резво. Силы уходили как песок сквозь пальцы. Хорошо, что небо начало затягивать тучами, было не так жарко. Когда мы приехали к промежуточной цели, сил не было даже купаться. Надо сказать, что озеро которое на карте выглядело так заманчиво, на самом деле оказалось грязным. Оно находилось в крупном дачном  кооперативе и было основным водоемом в том районе, поэтому дачники его загадили будь здоров. Но и это не помешало прилечь уставшим велотуристам в канаве около воды. Не мешали даже проезжающие над головой автомобили и мусор под ногами и спиной.
Мышцы забиты, но не забыты.
С этого момента началась битва за каждый километр. Для того, чтобы хоть как-то продвигаться в направлении дома я предложил делать остановки для отдыха каждые 5 километров. Парни согласились, никто не хотел умирать в чистом поле или на обочине дороги. Все хотели принять смерть дома, в ванной. Силы вкручивать по грунту кончились. Было решено выйти на трассу. Проносящиеся мимо фуры со скоростью 90 км/ч, казалось, будут мотивирующим фактором. Велокомпьютер был только у меня. Первый вопрос "Сколько проехали?" поступил от Миши через 700 метров. Решили немного передохнуть. Потом отъехали еще метров на 600 - опять отдохнули. В общем план с пятью километрами провалился. Ехали от столба до столба, от указателя до указателя.

Когда мы уже въехали на Кумысную поляну, со стороны Алтынки, погода испортилась. К тому моменту Рустам сильно сбавил скорость и отстал. Мы должны были сделать финишный рывок длиной около 5-ти километров. Поднялся сильный ветер прямо в лицо. Это было настоящее испытание. Сначала мы пытались ехать группой и ждали отстающих, вернее отстающего Рустама. Потом мы решили оставить его бороться с ветром, подъемами и усталостью одного. Подумали, финишируем, а потом Миша на машине заберет его и облегчит ему его последние метры. Но к чести Рустама он отказался эвакуироваться и финишировал сам, респект ему. Заканчивали мы пробег там же где и начинали, около "Березки". Сева свернул чуть раньше и добрался до дачи бабушки. Мы с Мишей вдвоем доехали до конца. Если несколько часов назад Мишино лицо выражало усталость, то в конце путешествия оно не выражало ничего. Пустота. Ребята были измождены. Поездка удалась.

Можно смело сказать, что этот велопробег был успешным; идеальным с ознакомительной точки зрения. Он показал нам многие аспекты велопутешествия: жара, холмы, горы, дождь, поля, целина, водоемы, проблемы с водой, встречный ветер, усталость, измождение и наконец удовлетворение от преодоления всего запланированного маршрута. Честно сказать, я не ожидал, что эта, в общем-то не длинная, поездка будет такой сложной. Ребята заслужили уважения. Молодцы, парни!

В итоге мы проехали 58 км, затратили на это порядка 9 часов и получили кучу эмоций.
Трек на strava.com

Надеюсь встретиться на новых маршрутах.

Comments