Марафон "Белые Ночи", Санкт-Петербург

3 июля 2016 года состоялся очередной 27-ой по счету марафон Эрго Белые ночи в Санкт-Петербурге. Для меня это был четвертый полноценный марафонский забег.В этом сезоне я планировал его как основной марафон. Подготовку начал за 18 недель. Следовал плану представленному в книге Пита Фитзингера "БЕГ ПО ШОССЕ ДЛЯ СЕРЬЕЗНЫХ БЕГУНОВ". Не то что я прямо такой серьезный бегун, просто в этой книжке есть четкие инструкции как вести подготовку на каждой неделе.



Поездку в Питер мы планировали заранее и в группе набралось аж 10 человек, но кроме меня бежать марафон больше желающих не было. Мой 14-ти летний племянник Сева решил бежать в забеге-спутнике на 10 км. Остальные были нашей группой поддержки. К сожалению за несколько дней до поездки Сева вернулся из детского спортивного лагеря с воспалением легких и пришлось срочно готовить замену. На старт решил выйти его отец - Агай. Человек не дюжего здоровья, бегун на любые дистанции до 100 метров. Он решил, что десять километров для спортсмена разрядника по рукопашному бою не проблема, а пара литров пива накануне будет неплохим энергетическим дополнением. Короче, решили регистрировать Севу, а на старт под его именем выпускать его предка.

Такой многочисленной группой поддержки грех было не воспользоваться, и я настоял на том, чтобы голосовая поддержка дополнялась текстом. Короче, попросил сделать плакаты. Поезд оказался самым подходящим местом для творчества. Именно в дороге мы придумали и нарисовали два из трех наших лозунгов.
в поезде

Этот марафон я хотел пробежать за 3:30, что соответствует темпы чуть быстрее 5 минут на 1 км. Свои тренировки я проводил в этом темпе. И хотя я никогда не бежал с такой скоростью больше 20 км я надеялся, что адреналин, сопутствующий любому соревнованию, придаст мне сил и энергии на оставшиеся 20 км.  Но все же уверенности не было. Мою подготовку подпортил тот факт, что за три недели до забега я простудился и выбился из графика тренировок. Но не думаю, что это сильно отразилось на моей форме. Кроме этого  ограничительным фактором для меня является жара. И несмотря на прогнозы погоды, а согласно них в день старта должно было быть жарко, я надеялся на переменчивый Питерский климат и вопреки всему ждал дождь и прохладу.

Поездка была запланирована как культурно-экскурсинонно-спортивное меропрятие и наше присутствие в северной столице продлилось пять дней. Мы приехали в пятницу в обед. Разместились в хостеле и я с Севой отправились за стартовыми пакетами. В этот день и на следющий, в субботу, мы проделали довольно большой объем экскурсионной работы. Прогулки по Санкт-Петербургу, поездка в Петерогоф, катание на катере по речкам и каналам довели меня до нормального такого утомления. К вечеру субботы правую икру начало неприятно жечь. Плохой знак. Поздние вечерние посиделки в компании, пусть и без алкоголя, тоже не добавляли энергии.

в Петергофе

по каналам на катере. Как видим бренд "Белые ночи" эксплуатируется организаторами всех возможных событий
В субботу перед сном я поразмышлял о том, на какой результат я могу рассчитывать. Решил,  что время 3:30 это мой план А. На всякий случай нужен план Б. В начале подготовки план Б обычно медленнее плана А на пару минут. Однако, чем ближе старт тем все медленнее становится план Б. И вот перед самым стартом он превращается в "просто добежать".


Дворцовая площадь. Раннее утро, до старта час
Утром в воскресенье мы с Агаем позавтракали и в сопровождении Антона отправились на Дворцовую площадь. Жили мы в историческом центре города на набережной канала Грибоедова ,68 и дорога до Александрийского столпа заняла у нас всего 15 минут. По мере приближения к месту старта мы встречали все больше и больше марафонцев. В Питере плотность иностранцев на квадратный метр значительно выше, чем в Москве. Причем азиаты составляют большинство. Кажется, такое же соотношение сохранилосьи и среди участников. Одна группа из далекой азиатской страны прибыла на старт прямиком с самолета. Они, в спортивной форме и с чемоданами, шумной гурьбой высыпали из автобуса и ринулись к месту старта, попутно щелкая камерами телефонов и фотоаппаратов попадающиеся под руку достопримечательности.

Должен сказать, что организация Питерского марафона значительно скромнее и демократичнее, чем Московского. До момента старта у меня были сомнения, сможем ли мы провернуть подмену участника.

Я помнил, что в Москве в стартовый кластер пускали по браслету, все было довольно серьезно. Здесь все оказалось гораздо проще. Никаких кластеров, минимальный стартовый контроль. Есть у тебя номер, ты можешь стартовать с общей группой. Единственное ограничение люди с желтыми номерами (10 км) не допускались в зону с синими (42 км) номерами. Я даже немного удивился, такой простой процедуре предстартового контроля. Проблем стартовать сороколетнему мужику за пятнадцатилетнего подростка не возникло. Не обремененные регистрационными процедурами, все, что нам оставалось делать перед стартом это пофотографироваться и немного размяться. Где-то вдали на сцене проходило шоу, но с места старта ничего не было видно и слышно. Минут за десять до старта пришла вся наша команда поддержки - остальные семь человек. Доставили плакаты к месту "боления". Хорошим настроением, добрыми пожеланиями, шутками и смехом провожали нас наши жены, дети, сестры и прочие.
перед стартом

Под ободряющие возгласы мы с Агаем разошлись по разным стартовым коридорам. Примерно в 9:05 раздался выстрел пистолета. И вся наша многочисленная и плотная толпа начала медленное продвижение к надувным воротам переходя сначала на трусцу, потом на легкий бег.

Маршрут пролегал таким образом, что недалеко от старта, когда толпа еще не растянулась, и люди двигались в плотном потоке,  мы должны были миновать здание ЗАГСа. Не знаю, было ли это спланировано специально или так получилось случайно, но в момент нашего прохождения, на крыльце ЗАГСа появилась пара молодоженов. В этот момент, кто-то из бегунов выкрикнул "Горько!" и огромная толпа бегущих, пыхтящих и топающих людей подхватила этот выкрик "Горько! Горько!", практически хором кричали пробегающие мимо. Это производило сильное впечатление. У меня аж мурашки пробежались по коже. Думаю жениху с невестой это будет сниться, сначала в романтических, а потом, возможно, и в жутких снах.

Я сразу решил найти пейсмейкера на 3:30 и попробовать подержаться за ним. Однако впереди я видел только шарики с цифрами 3:45. Из-за большого количества людей догнать даже их получилось не скоро. Только к седьмому километру, там где два потока бегунов расходились на финиш 10 км гонки и на 42 км, я наконец смог разглядеть таблицу с плановыми отметками на спине пейсмейкера на 3:45. Уже к тому моменту я начал осознавать, что на 3:30 я не готов. Однако постарался не скидывать темп и, обогнав пейсера, повернул на одну из немногочисленных затененных улиц.

Прогноз погоды не обманул. Уже с утра было тепло и безоблачно. Было понятно, что прохлады не будет. В центре города все здания не высокие, не выше Зимнего дворца, и растительности крайне мало. Поэтому на тень рассчитывать было нельзя. Иногда одна из сторон улицы все же попадала в тень  и тогда весь поток как магнитом сносило туда.
"Десяточник" Агай даже на финише полон сил
На 11-ом километре я разговорился с парнем из Братска, оказалось для него это был седьмой марафон и они приехали командой, где самому старшому бегуну было 80! лет. Мы пробежали с ним километров пять в темпе около 4:55 - 5:00. Все-таки бежать не в одиночестве веселее. Потом я потихоньку убежал вперед.

К середине дистанции, несмотря на постоянный прием углеводов, я начал чувствовать утомление. Не знаю, от жары, от накопленной за предыдущие дни усталости или просто от неверно выбранного темпа на старте, но к середине дистанции я решил значительно снизить темп.

Самое большое отличие этого марафона от Московского - поддержка. Здесь болельщиков по трассе очень мало, на основой части дистанции их нет. Конечно, по пути попадались разрозненные группы болельщиков.
иногда нас приветствовали вот такие небольшие группы

Иногда на улице выступали ди-джеи, подбадривая нас невероятно громкой музыкой, но основная часть маршрута проходила в тишине. Было организованно несколько массовых зон боления, но очень мало. Когда мы подбегали к большой группе болельщиков недалеко от Дворцового моста я даже немного разочаровался. Я обьясню. После нескольких десятков минут бега по немноголюдным тихим улицам, я вдруг увидел и услышал большое количество людей, Они кричат, подбадривают. К тому моменту в ногах  чувствовалась уже значительная усталость. Совокупность всех этих факторов создавала в голове ощущение приближающего финиша. Однако это была всего лишь половина пути. Оставалось бежать еще столько же. В тишине.
редко, но встречались плакаты. Удивительно, но в Москве, несмотря на очень короткую историю проведения марафонов, людей с плакатами было огромное количество. Лично мне кажется это работает
Моя группа поддержки была, наверное самая, шумная. Уже на подступах к скоплению болельщиков я слышал своих. Я не слышал, что именно они кричали, но я знал, что это они.


Надеюсь наши плакаты сработали и кто-то, благодаря им, нашел в себе немного дополнительных сил добраться до финиша
Движение по Питеру перекрыли. Когда мы подбегали к мостам и крупным перекресткам нам нередко сигналили недовольные водители. Полиция пропускала по нескольку машин в промежутки между бегунами. Представляю как это нервировало водителей.
вот так мы создавали пробки
В районе двадцать шестого километра я догнал саратовца. Это был Александр Задворный. Мой старый знакомый. На трех из четырех своих марафонах я пересекался с ним. Я его узнал со спины, мы поприветствовали друг друга  и пожелали друг другу удачи. Бежал я на тот момент чуть быстрее и не стал сбавлять темп, чтобы пообщаться. Я пробежал мимо своей команды. Агай, к тому моменту уже финишировавший на своей десятки, пробежал со мной немного, пока я попил из его бутылки  Мы выбежали на набережную Фонтанки. Я еще не знал, что начиналась самая тяжела часть этого дня.

Солнце стояло уже в зените, невысокие дома практически не отбрасывали тени. Асфальт накалился. Участники растянулись и бежали либо небольшими группами, либо, как я, в одиночку. Иногда я догонял переходящих на шаг марафонцев. Иногда меня перегоняли более подготовленные и адаптированные к таким условиям спортсмены. Мой забег превратился в бесконечную череду шагов. Начиная с 30-го километра я замедлился окончательно. Как мантру повторяя фразу с нашего плаката "шаг левой, шаг правой, повторить" я заставлял себя не переходить на шаг. Довольно много людей рядом со мной бежали по схеме "иду-бегу". Все чаще начали встречаться люди сидящие или лежащие на обочинах в тени столбов и дорожных знаков. Они колотили себя по ногам или просто стояли полусогнувшись. Для .некоторых из них забег закончился.

Пил я на пунктах питания, питался каждые полчаса своим гелем, запивая водой которую специально нес с собой. Воды на пунктах было достаточно. Я мог брать по нескольку бутылочек за раз. Я делал несколько глотков остальное выливал на голову. Иногда я выбрасывал почти полную бутылку на обочину. Сейчас я понимаю как я был не прав.Один парень, отпив, не выкинул бутылку а предложил ее окружающим в виде душа. Кто-то взял и вылил на себя. Думаю это правильно. Как бы медленно я не бежал, но все же в первой половине. Люди финишировали даже спустя шесть часов. И им воды не хватало. Не хватало в том числе и из-за меня. Вода это, наверное, самое ценное на марафоне для бегуна-любителя, особенно для медленного бегуна. После финиша, глядя на почти полные бутылки, валяющиеся на дороге, я дал себе обещание более ответственно относиться к воде на пунктах питания.

Где-то на 35-м километре стояла поливальная машина. Два парня всех желающих окатывали из шланга. На тот момент мне это показалось гениальной идеей. Изможденный от жары я и мечтать не мог о таком аттракционе. Единственной проблемой был телефон в кармане шорт. Я решил переложить его во влагозащитную сумку на поясе прежде чем намокнуть с ног до головы. Я начал его доставать и он выскользнул из уставших потных рук прямо на асфальт, как обычно развалившись на три части. Мне пришлось остановиться, чтобы подобрать его. В этот момент подбежал какой-то парень из числа немногочисленных зевак и, подняв телефон, протянул его мне. Я сказал ему "Спасибо!". Он ответил "Нет, это вам спасибо". В тот момент для меня это были самые мотивирующие слова. Нет, я не почувствовал волшебного притока сил и не бросился на бешеной скорости вперед, я все также еле волочил ноги, Я просто подумал о том, что вот это всё, всё что происходит здесь и сейчас нужно не только мне одному. Все сотни километров и часов которые привели меня сюда; бег в одиночестве в жару и в дождь, карусель несчетных кругов по стадиону, кровавые мозоли на ногах и сошедшие ногти оказались не моей мазохистской прихотью. Всё это оказалось нужным этому парню на обочине. Пусть у нас, марафонцев-непрофессионалов, едва осталось энергии дотянуть до финиша, но нашей вдохновляющей энергетики хватит на многих и многих людей, кому она нужна. Этот парень показал мне, что продолжать бег я должен не только ради себя и своих эгоистических целей, а также для него, для многих и многих  других, кто черпает вдохновение, мотивацию и силы наблюдая за марафоном. И я твердо решил добежать, не перейти на шаг..

Кстати, в момент падения телефона прекратилась запись трека на Strava. Теперь у меня есть только "обрубок" этого марафона.

Начиная где-то с тридцатого километра были расставлены волонтеры в оранжевых майках с цифрами - отметками преодоленной дистанции. С этого момента я думал только о них. Как же была права девушка с цифрой 37 на майке когда сказала "Вот и ДОЛГОЖДАННЫЙ тридцать седьмой километр". Казалось, чем ближе к финишу тем дальше друг от друга стояли ребята, а может они тоже принимают участие в забеге и чтобы миновать их нужно сначала догнать?

Думаю, на последних пяти километрах больше обгоняли меня, чем я. На сороковом километре меня обгоняет женщина возраста моих родителей. Я обошел её пару километров назад и не думал опять увидеть. Но, нет. Здорово бежит. Я бы тоже так хотел в её возрасте, да ладно, прямо сейчас я хотел бы бежать также. Еще одна девушка, с которой я поговорил пока обгонял час назад, показала свою .... спину.  Удачи девчонки!

Меня удивил тот факт, что мое время было явно медленнее 3:45, но пейсер, которого я обогнал на первой половине пути так и не догнал меня. По-видимому никто не был готов к такой подножке, которую подставила нам госпожа Погода.

Выбежав на набережную Невы мы попали на длинную финишную прямую. Чем ближе  к Зимнему Дворцу тем больше людей поддерживали нас. Вот и моя группа. Думаю к этому моменту сил у них было не многим больше чем у меня. Они пробежали свой марафон.
Агай был моим пейсеров на последнем километра, за что ему огромное спасибо
Вот уже и здание Генерального штаба. С обочины выбежал Агай. Как я потом узнал, это Вика, его жена и моя сестра по-совместительству вытолкала его помочь мне закончить этот забег. С медалью на шее он побежал чуть впереди меня. Я был не против такого раздражителя и постарался не отстать. Вот за поворотом бесконечно далеко арка финиша. Табло со временем показывало 3:47. Это хуже, чем в прошлый раз, но лучше чем я мог подумать приближаясь к финишу. Последние шаги, надо сделать счастливый вид. Кажется не получилось. Всё!

Вот уже почти пять минут как я с Агаем, теперь у нас обоих на шее медали, пытаемся покинуть финишную зону. Я как пьяный, шатаясь хожу за ним, пока он ищет выход. Я взял еще воды и какой-то пакет от спонсора с едой. Еда это последнее, что я хочу сейчас. Снять кроссовки - это первое. Наконец мы вышил и все расположились в тени Генерального штаба. Устали все.
медаль финишера
Наш беговой и болельщеский марафон закончился. Но впереди еще несколько дней в Питере, и этой ночью мы идем в ночное речное путешествие по Неве, смотреть как разводят мосты. А это значит, что марафон впечатлений продолжается.

Мой товарищ, Миша Звонов, однажды сказал, "Как! Ты пробежал марафон? А кому ты его посвящаешь? Это такое событие, которое обязательно надо кому-нибудь посвятить!". Думаю он прав. Это марафон я посвящаю Севе, который тоже должен был бежать, но в этот раз не смог. Я надеюсь, что рано или поздно мы пробежим с ним вместе, и когда-нибудь один из своих спортивных подвигов он посвятит мне.


время 3:46:23
протокол

"обрубок" трека на Strava.com

Немного тщеславия ;)
Я финишировал 436 из 2335 вошел в 20%.
Из Саратовских бегунов я третий из 20-ти.
Занял 56 место в своей возрастной группе из 272 попал в 21%



Comments

  1. Поздравляю! Отличный результат для такой жары. Я из разных источников слышал, что в Питере в этом году было тяжело на марафоне.
    А пейсер на 3:45 сошел, вообще далеко не все пейсмейкеры справились со своими обязанностями. Вот интересный отчет пейсмейкера на 4:00 - http://galyunchik72.livejournal.com/44862.html

    ReplyDelete
  2. спасибо, Сергей. жара, конечно, жарой, но откровенно переоценил свои силы. буду больше тренироваться)) в ноябре на Мучкап-шапкино постараюсь хоть немного улучшить. спасибо, кст, за ссылку

    ReplyDelete

Post a Comment