Велопробег "Белый Ключ"

Спасибо моей жене, Юлии,
за понимание и поддержку
во многих  моих начинаниях

Это было мое второе велопутешествие с моими товарищами-коллегами. Да, я осознанно назвал этот велопробег путешествием, потому что именно его напоминал наш путь из села Усовка домой, в Саратов. Но обо всем по порядку.

Вернувшись из первого велопробега и отдышавшись мы начали готовить наше следующее приключение. Место финиша было выбрано практически сразу - село Усовка, что в 60-ти километрах от Саратова. Именно там расположен завод по производству бутилированной воды "Белый Ключ", к которому я и мои товарищи имеем непосредственное отношение. Компания в которой мы все трудимся владеет данным производством. Маршрут должен был пролегать по грунтовым и третьестепенным дорогам. Это основное условие всех моих велопоходов.



Справка:
Информация с сайта компании.
Компания ООО “ПКФ Белый ключ-М” основана в 2003 г. За это время компания заняла лидирующие позиции в производстве и продажах питьевой воды в Саратовском регионе и заслужила уважение и доверие клиентов. Продукция компании- питьевая вода первой категории качества марки «Белый ключ», бутилированная в полиэтиленовые емкости: 0,5 л, 1,5 л, 5 л, 18,9 л.
Качество воды соответствует требованиям государственного стандарта- ГОСТ Р 52109-2003.
Производственная база компании находится в экологически чистом районе Саратовской области на территории заповедника “Заячьи ушки”.
Вода «Белый ключ» всегда исключительно свежая и чистая. В качестве источника используется мощный водяной пласт со стабильными, на протяжении веков, параметрами вкуса и качества к которому пробурили скважины на глубины 110-120 м. Процесс добычи полностью сохраняет уникальный микроэлементный состав воды и исключает попадание загрязненных поверхностных вод.


От себя могу добавить, я пью эту воду с самого начала ее производства. Если раньше я считал, что вода это жидкость без вкуса и запаха, и достаточно просто пить воду для обеспечения процессов жизнедеятельности, то сейчас я понимаю, что есть вода действительно вкусная. "Белый Ключ" приучил меня к хорошему вкусу воды. Кстати, на заводе производится также вода "Воскресенская".
Вообще "Белый ключ" это название источника между двумя селами Елшанка и Усовка. Есть несколько легенд об этом месте. Не буду их здесь приводить, кому интересно может почитать, например, здесь.

Первоначально идея была проехать на велосипедах до завода "Белый Ключ", а обратно вернуться на автомобилях, но позже мы пересмотрели планы и решили организовать заброску автотранспортом на "Белый Ключ" с возвращением домой по грунтам. Во-первых, домой ехать всегда веселее и, во-вторых, это давало мне возможность прокатиться в обе стороны на велосипеде. Так я мог относительно быстро по трассе добраться до места старта и с компанией вернуться домой. В первом же случае, сначала проехавшись по грунтам до Усовки, на обратную дорогу у меня едва хватило бы сил. Итак, мы назначили дату старта и бросили клич в коллективе. Желающих набралось достаточно много относительно предыдущего случая, аж шесть человек. Шесть смельчаков бросивших вызов самим себе, пыльным дорогам и здравому смыслу. Вот они наши герои:
На фоне двух корпусов завода "Белый Ключ"

Слева направо: Андрей - здравый смысл нашей команды; Ерлан - человек-коммуникатор: разговорить и уболтать любого кто не спрятался - его девиз; Рустам (пока отдыхает на корточках) - энерджайзер: он крутил педали больше всех, приезжал на место стоянки последний, отъезжал первый, почти не отдыхал. Лена - благодаря ей мы доехали до конца. Вкуснейшие жаренные куриные грудки дали нам сил не только доехать до конца, но и сделать это в разумные сроки. Я - тот кто это "замутил" и у кого был хоть какой-то маршрут вначале, но, как оказалось, это вообще не обязательно. Миша - наша опора и организатор важнейшей части этого похода - заброски на место старта. В таком составе мы и провели весь световой день 13 сентября 2014 года.

Я постарался учесть ошибки предыдущего пробега и акцентировал внимание на питании. Попросил ребят брать побольше еды, так как прошлый раз, я считаю, наша проблема с измождением была вызвана именно ее недостатком. Очень хорошо, что к моей просьбе ребята отнеслись со всей ответственностью. 

Для меня этот день начался ранним утром, в 03:40, когда прозвенел мой будильник. Я быстро умылся, съел банан, схватил собранный накануне вечером рюкзак и пошел за велосипедом. Время отправления я назначил себе на 04:00. Старт от завода "Белый Ключ" мы назначили на 10:00, но я попросил ребят подъехать пораньше, к девяти часам, на случай если у меня в дороге все будет нормально и я приеду раньше. Я выехал, конечно, с запасом времени - ехать ночью довольно не комфортно, и скорость я собирался держать умеренную. Более того день до старта выдался облачным, местами даже накрапывал мелкий дождь. Я опасался, что погода ночью испортится еще больше. Но мне повезло и когда я посмотрел в окно рано утром в меня посветила луна, я отбросил тень и все сомнения и отправился в ночь. Фонарь тускло освещал мне путь, но луна неплохо ему помогала. Основными моими страхами были собаки и ночные машины. Проезжая мимо большой городской свалки я встретил двух четвероногих друзей в виде собак и одного недруга в виде крысы, но они, как ни странно, не проявили ко мне интереса, более того сами шарахнулись в сторону. Это придало мне уверенности и один из страхов скрылся в придорожных зарослях вместе с псами. Машины же, вообще, оказались редкостью на том участке дороги. Я даже был рад когда сзади мой путь начинали подсвечивать фары. Светать начало около шести. К тому моменту я проехал половину пути и подъехал к оживленной трассе. Двигаясь по ней я испытал еще не открытый участок в районе поворота на Чардым.

Проехал по идеальному полотну дороги, пока никто не видел.
Хороший участок был коротким, потом начался песок.
Преодолев 60 км, в начале восьмого утра я был почти у цели. Около источника "Белый Ключ", это в пяти километрах от села Усовка, я решил позавтракать и отдохнуть. Беседка была идеальным местом.


Макароны с тушенкой и чай - мечта туриста.
К восьми утра я был уже на месте старта, ожидая прибытия основной группы.

Для команды этот поход начался за несколько дней до означенной даты когда произошла отправка велосипедов на завод. Велосипеды были доставлены грузовой машиной, которая должна была загружаться там товаром. Спасибо Михаилу за четкую организацию этого процесса. В самом деле, это была половина успеха нашей затеи.

Мишин автомобиль подъехал к месту сбора в 08:30, я к тому времени уже успел отдохнуть и подсушить куртку и толстовку на утреннем солнышке. Мы переоделись, рассовали питьевую воду, презентованную заводом, по рюкзакам (испытав попутно новую спортивную крышку-соску), провели небольшой брифинг с определением ключевых точек нашего маршрута и отправились в путь.
Все великие дела начинаются с маленького перекура. Надеясь к следующему походу бросят.

По асфальту, для разминки, добрались до Елшанки. Дальше основной задачей было добраться до Чардыма минуя основную трассу, очень оживленную дорогу, которая к тому же была сужена за счет ремонтных работ.
 
Сил был полно и мы не чурались любых дорог, даже таких которые вовсе и не дороги. Ерлану показалось, что вот по полю идет колея. Да, точно, показалось. Только свежескошенный подсолнечник под колесами. Вперед!
Метров 300 по полю.
Да он над нами смеется!
Поле с рулончиками.

В общем первый этап прошел блуждая по полям. Перед самым Чардымом мы были вознаграждены хорошим затяжным спуском к озеру, где мы немного перекусили в тени беседки.

Вон в той беседке мы и остановились.

Следующая ключевая точка - новый строящийся аэропорт у деревни Сабуровка. Но для того, чтобы туда попасть мы должны были преодолеть небольшую речку Чардым. Я знал, что есть переправа, мостик. Я так же знал, что нам он не должен понадобиться. В нашем путешествии я планировал БРОД. И задачей было найти место, где можно перейти реку. Мы проехали несколько дачных кооперативов, и вышли на удивительно красивое место. Наша команда оказались на обрывистом берегу; внизу, почти под нами, лежала тихая гладь воды.

Надо сказать, что туда мы попали по ошибке, все карты говорили - надо идти в другую сторону, но я настоял пойти в том направлении, надеясь, что именно там мы сможем преодолеть эту водную преграду. Но я ошибся, однако мы нисколько не пожалели, а вместо этого устроили отличную фотосессию, на открытом Рустамом утесе.

Теперь этот "пятачок" на всех отечественных картах должен бы называться "Рустамов пупок", а на международных "Selfie-hill".

Налюбовавшись открывшимися видами двинулись дальше, в поисках брода. Миновали карьер и близ деревне Боковка мы нашли то, что искали и даже больше.
Когда проехали небольшой мосток между двумя запрудами мы въехали во двор большого дома старинной постройки. К четырехэтажному строению из красного кирпича без крыши и окон на верхних двух этажах, который раньше мог быть мельницей или заводиком или еще чем-то нежилого характера, были с двух сторон "приляпаны", другого слова и не подберешь, некие строения. Архитектурный ансамбль выглядел странно, и даже как- то нелепо. Мы сразу-то и не поняли что это, поэтому Ерлан со свойственным ему любопытством тут же спросили мужчину вышедшего навстречу: "Скажите, а что это было раньше? Как будто немецкой постройки." "Это моя усадьба" - не ответив на вопрос сказал, стоящий перед нами, ни дать ни взять, помещик. Надо же а мы и не знали, стоим и думаем "имение это или поместье", ан нет - усадьба. Странно, что крепостных поблизости не оказалось, в людской, наверное, опочивали.

Это не совсем то, что возникает у меня в голове когда я слышу "Усадьба у реки". Однако это она.

Не слабо офигев, мы спросили как нам миновать его усадьбу и попасть в Боковку. Он сказал буквально следующее "Здесь вы не проедите, там речка.", - указал в направлении кустов и добавил: "Вам надо вернуться через МОЙ мост, проехать обратно по дороге и свернуть налево, на мост через речку". Вау, у него еще и мост есть, он прямо так и взбудоражил в нас классовые чувства. Хотя новость про реку меня обрадовала и я поинтересовался можно ли пройти её вброд. Он посмотрел на меня точно также как я посмотрел на него узнав, что это огромная, извините за выражение, хрень - его усадьба. С сарказмом посмотрел, в общем. "Ну вброд вряд ли, тут по грудь будет", - усомнился он. Я, в свою очередь, подумал "То, что надо!" и отправился к реке. Вода в неширокой, метров десять, речке оказалась довольно холодной, но удивительно чистой, прозрачной.

Когда, после недолгих размышлений, мы все же решили перебираться, Ерлан первым испытал переход. Мурашки пробежавшие по его телу в момент прохождения самой глубокой точки создали крупную рябь на речной глади. Тем временем Андрей нашел переход через реку глубиной по колено, но пронести там велосипеды не представлялось возможным - берег в том месте был обрывистым. В итоге, Ерлан, Миша и я перетащили велосипеды над головой, пока Лена, Андрей и Рустам перебирались в другой части усадьбы. Водичка была хороша! Миша не удержался и окунулся с головой, я удержался. Оделись, подсохли и решили перекусить. Благодаря Лене обед был очень вкусным и сытным. Отличная закуска из зеленых помидор с острым перцем заслуживает упоминания... Упомянул. Правда, очень вкусно; лично я взял рецепт.
Тарзан на тарзанке.
Окунулся.

Там вдали, если присмотреться, можно увидеть, переходящих реку людей. Наши.
Зелененькая в баночке, та самая закуска.
Перекусив, поехали дальше. По лесной тропинке вышли к очередному дачному массиву. Согласно карты мы приближались к Расловке-2. Те места я хорошо знал, поэтому провел ребят по дорожке вдоль Волги прямиком к крутейшему подъему. Пришлось бежать вперед, дабы не быть закиданным велосипедами. Настало время первый раз пополнить запасы воды, для этого остановились у ларька.
Только что перекусили. Все довольные.

Тропинка от речки.
Дорога через луг.

Крутой подъем, люди заподозрили неладное.
Надо бежать!
Еще немного и мы подъехали к железнодорожному переезду на Сабуровку. Справа от "железки" была неплохая асфальтовая дорога и скукотища, слева грунт, пылища, перекопанные дороги и стройка нового аэропорта. Короче, нам налево. Как мы поняли, взлетно-посадочная полоса уже была обнесена колючей проволокой, наверное, что бы частники на своих самолетиках не раскатывали новый асфальт, но так называемая "рулежка" была открыта для "посещения". Немного там покатались.

Бетонный завод рядом со стройкой.

"Рулёжка"
 Выложу видео, раз уж я его снял.
Честно говоря, мы немного опасались, что приедут машины с "мигалками" и все такое, но мы никому не были нужны.

Я не специалист, поэтому не могу оценить готовность данного транспортного узла, но, мне кажется, не скоро еще Сабуровское небо будет разрезать крыло современного Боинга; не скоро дачники будут в ужасе ронять свои помидоры от звуков заходящих на посадку Эйрбасов.

Дальше нужно было добраться до Дубков. В Расловке-1 мы немного поплутали в поисках мостика через речку Курдюм. К этому моменту начала накапливаться усталость. Когда мы в очередной раз остановились у ларька пополнить запасы воды, любая горизонтальную поверхность выглядела очень привлекательно в глазах участников пробега. Окружающая обстановка отходила на второй план. Где-то я уже это видел.

 
Дальше нам пришлось проехать километров шесть по шоссе. Это довольно оживленная трасса на Дубки. Участок длиной километра четыре идет постоянно в гору. Это было настоящее испытание. Мы растянулись и медленно взбирались по самой кромке дороге. Машины потоком шли в обе стороны. Я проехал чуть вперед и встал на обочине сделать несколько фотографий. В этот момент водитель встречного автомобиля снизил скорость и выкрикнул в окно, что бы мы убирались с дороги.
Честно говоря, это был первый случай явного негативно-агрессивного поведения. Миша ответным выкриком предложил остановиться быдло-водителю, но тот, напротив, увеличил скорость и уехал. Вот поэтому я стараюсь избегать оживленных трасс. К сожалению, очень короткая и скудная история взаимоотношений между велосипедистами, мотоциклистами, скутеристами, водителями и прочими участниками дорожного движения в современных российских реалиях еще не сформировала культуру поведения основанную на взаимоуважении. Мне нравится лозунг:

You don’t own the road – we share it

 Ты не владеешь дорогой - мы делим её

Надеюсь скоро многие водители начнут понимать это.
После этого небольшого инцидента и наблюдая довольный плотный поток по этой трассе я решил сворачивать с трассы, тем более по моему плану мы должны были проехать по проселочной дороге мимо озёр вблизи Дубков, а также важным пунктом моего плана было проехать мимо дубковского ипподрома. Оторвался от группы, доехал до поворота, оставил велосипед у дороги, чтобы группа его видела, а сам пошел в посадки вскипятить воду для чая. Здесь мы сделали привал.

Настоящая пуховая перина.

После отдыха мы продолжили наше путешествие уже по грунтовой дороге.
 Наконец достигли тех озер, которые я видел на карте. На берегах было полно рыбаков.
 Одно из озер осушили, по-видимому, для очистки.


Скоро должен быть ипподром. Я не знал где он, но мы не должны были проехать мимо. Немного поблуждав по "минным" полям животноводческого свойства мы вышли к сену заготовленному на зиму и загону с лошадьми.
Трактора это моя слабость. Не могу проехать и не сфотографировать.
Корма на приближающуюся зиму.


Красавцы.
 
Я не смог удержаться и покормил коня оставшимся сахаром. Очень красивые животные. Сначала конь испугался и долго не хотел подходить, но потом всё же решился. Мне очень нравятся лошади. Я уже писал об этом в своем отчете о посещении Абхазии. (Когда, в понедельник, я принес на работу конскую колбасу, Миша сказал "Так вот что ты подразумевал, когда говорил, что любишь лошадей"). К сожалению, мы не могли долго стоять около этих красавцев, нужно было ехать. Мы были уже около Дубков. Ипподрома в этот раз я не увидел, но стойло лошадей подсказывает, что мы были очень близко. Отдохнув, уже по традиции на обочине дороги, мы приготовились к финишному рывку.
Памятник курице, что ли?

Ровная поверхность, как же это приятно.

Что бы не проезжать мимо свалки, избежать движения по загруженной дороге и немного срезать я предложил ехать через пустыри и карьеры. Когда мы миновали дубковский аэродром и перед нами открылись, казавшиеся бескрайними, просторы на подступах к Саратову я прочитал отчаяние в глазах Михаила. С угасающей надеждой в голосе он спросил: "Олег, а мы сейчас срезаем?" Я постарался убедить его в этом, но в тот момент он испытал настоящий когнитивный диссонанс. Тогда же я сделал для себя открытие. Оказывается лучший энергетик это вовсе не РедБулл, не Бёрн, не АдреналинРаш вместе с таурином и кофеином, а Холодненькое Пиво. Это психотропное вещество действует дистанционно. Лишенный сил Миша готов был сдаться и лечь прямо в дорожную пыль в полутора километрах от финиша, Ерлан предложил выпить пивка по прибытию на место. Эта мысль, прошедшая сквозь мозг Михаила, материализовалась в гигантскую дозу гликогена направленную прямо в мышцы ног. Я едва догнал Мишу.

Осталось только миновать карьер, спуститься к дачному кооперативу проехать его, найти переход через речушку 2-я Гуселка, проехать через поле подсолнечника, выйти на трассу между Солнечным и Юбилейным и вот мы на месте. Всего-то! Однако коллектив не поддержал мой оптимизм. Андрей так и сказал: "Да мы уже веломаньяки, подписывались под 60, а уже 80" и посмотрел на меня недобро. Мне даже неудобно стало, как будто я такой веломаньяк-вампир и их покусал, теперь мы все заражены. Ладно, шучу.
Карьер.

Во-о-о-о-н там вдали виден Юбилейный.

Немного поплутали в дачах, но в конце концов вышли на подсолнечное поле, там немного отдышались и вот он долгожданный финиш - магазин "Бристоль" в новом микрорайоне. Фото на память:
Всё! Финиш!

Как уже говорил, я имел первоначальный ориентировочный плановый трек. Местами мы немного отклонялись, но все ключевые точки маршрута были пройдены.

В итоге наша группа проехала 79,6 км за 9,5 часов, я проехал чуть меньше 140 км, всего я потратил 14,5 часов. На самом деле до завода я доехал чуть больше чем за 3 часа, остальное время ушло на завтрак и на отдых. Трек моего маршрута на strava,com

Кстати, чтобы оценить качество дорог по которым мы проехали, посмотрите на выжимку цепи, которую я положил в подседельную сумку на всякий случай. На первом фото выжимка в сборе, как и должно быть. На втором показано состояние в котором я достал инструмент из сумки после поездки:
Результат вибрации...

Хочу отметить, что все члены нашей команды хорошо справились с задачей. Я думал мы вернемся после восьми часов вечера, захватил с собой два фонаря. Но получилось вернуться даже до заката. В 18:30 мы уже были в конечной точке нашего маршрута, в трех минутах от моего дома. Мы нигде не тратили много времени и не затягивали отправление с мест стоянок. Просто решали "Все, едем!" садились на велосипеды и ехали. Единственная девушка в группе отлично справилась с дистанцией, мы не только не ждали ее, а наоборот, иногда нам приходилось ее догонять. Рустам в этот раз проехал весь маршрут в хорошем темпе. Молодец. Хотя для Ерлана это был первый длинный пробег он справился просто великолепно. Все подъемы он преодолевал в седле, так же как и Андрей, опытный райдер. Ерлан также умудрялся совмещать езду на велосипеде с просмотром карты и разговорами по телефону. Я завидую такому умению. Богатырская комплекция Михаила не подразумевает долгой работы на выносливость, однако, он, как обычно, вышел победителем в борьбе с усталостью. А я, что я? Я отлично провел время, темп и довольно частые остановки на обратом пути создали для меня прекрасные прогулочные условия, несмотря на небольшую усталость, я действительно получил огромное удовольствие от компании, от маршрута, от погоды и, конечно, от общения с природой родного края. Сейчас я начинаю все больше ценить и любить эти места. Искренне надеюсь проехать еще не одну сотню километров с моими товарищами.

13-19 сентября 2014 года

P.S. По результатам этого велопробега был создан клуб "White Wrench Club / Клуб Белый Ключ" (посмотреть на strava.com)

Comments