Неделя в Абхазии

В этом году, после долгих колебаний, мы с женой Юлей решили провести неделю нашего отпуска на побережье Черного моря. Как альтернативу Сочинскому и Новороссийскому направлениям выбрали Абхазию. Во-первых, мы там ни разу не отдыхали, во-вторых, это должны были быть наиболее приближенные к природе места и, в-третьих, мы планировали минимизировать затраты. Последний пункт подразумевал поездку "дикарями". Изучив отзывы в интернете, и не ожидая ничего хорошего, остановили свой выбор на Гаграх. Надо сказать, что Юля провела скрупулезнейшее исследование рынка жилья в этом районе и мы вполне четко представляли себе где хотим жить. За 45 суток у нас были билеты до Адлера и обратно на руках и кучу сомнений в голове. Для своего успокоения решили, что когда мы приедем на вокзал Адлера и вдруг забоимся ехать дальше, просто найдем жилье там. В общем, с этими мыслями и чемоданом ранним воскресным утром мы вышли из поезда в сверх современном Адлерском ЖД вокзале.


 Я не вижу смысла описывать технические, исторические и прочие аспекты пребывания в Абхазии. Желающие могут найти исчерпывающую информацию в интернете в огромных количествах. Здесь я расскажу больше о своих впечатлениях и немного о своих наблюдениях.

Одним из основных факторов, препятствующих путешествию в Абхазию, является пересечение границы. Не безосновательно, хотя не все так уж и страшно. Здесь мы для себя выделили три проблемы: добраться до границы; пересечь ее; добраться до места отдыха от границы. Первая и последняя проблемы - не проблемы. Общественный транспорт по обе стороны границы ходит хорошо. Мы сразу отправили в сад всех таксистов, которые стеной вставали перед остановкой общественного транспорта и закрывали своими широкими волосатыми "грудьми" расписание автобусов. Хоть услуги их и недешевы, 200-500 руб. от вокзала до КПП Псоу, но тем не менее, пользуются спросом у части прибывших. Мы же, проявив чудеса выдержки и вежливости, сели на 173 автобус, о существовании которого узнали у привратниц общественного туалета, предварительно заплатив за его посещение по 20 руб. (запишу это на счет транспортных услуг). В итоге поездка двух человек и чемодана обошлась нам в 75 руб., по 25 на единицу. Надо сказать, что на стороне Абхазии ситуация похожая, игнорируя таксистов вы платите 50-70 руб. от КПП до Гагры, вместо 300-500. Само прохождение границы бесплатно, но времязатратно. Хотя я ожидал худшего и "дольшего". Прохождение туда у нас заняло минут сорок пять, обратно около часа. Недовольные в очереди всегда есть, хамства со стороны пограничников ни с той ни с другой стороны нет. Может нам просто повезло, все же не пик сезона.

Граница с Российской стороны. Слева группа таксистов, вылавливает возвращающихся туристов.

Граница с Абхазской стороны.

Как вы уже поняли мы не забоялись и с поезда отправились на границу. Проезжая центр Адлера и дальше, минуя Олимпийские объекты, мы убедились в правильности нашего выбора: не оставаться здесь. Бетон, металл, стекло, суета вот что мы увидели из окна автобуса в те ранние часы. Это совсем не то, зачем мы ехали на юг. Море, горы, зелень, красота и величие природы - это было нашей целью. И Абхазия подарила нам это. Атмосфера и состояние меняются как только автобус отъезжает от границы. Старенькая, но хорошо сохранившаяся дорога вдоль побережья, окружена всеми типами той растительности, которая ассоциируется у меня с южным курортом. Эвкалипты, пальмы, кипарисы, бамбук, магнолии, гранатовые и мандариновые деревья - все они доброжелательно приветствуют тебя вдоль дороги, приветливо махая своими ветвями. Они делятся окружающим воздухом, они его дарят, дарят прохладу своих теней в эти жаркие часы.

Напротив, проходя мимо огромных развязок олимпийского Сочи, гуляя среди новых построек, ощущаешь совсем другое: железобетонные конструкции смотрят на тебя своими стеклянными глазами скорее равнодушно или даже недобро, как сердитые хозяева, встречающие незваных гостей. Они забирают воздух, чтобы нагреть его и бросить его в тебя, хорошо бы сбить с ног, повалить на асфальт.




Цветок в горшке

Ладно. Все трое я, Юля и чемодан вышли из автобуса в самом начале старой Гагры, около колоннады (являющиеся одним из ее символов так же как и расположенный неподалеку ресторан Гагрипш) и направились в сторону центра в поисках жилья. Не буду, конечно, идеализировать наше пребывание на территории братской республики: слив отходов в море прямо через тротуар и пляж это обычное дело. Местами попадаются довольно зловонные сбросы, на которых, по непонятным для меня причинам, организованы волейбольные площадки, похоже не любят там волейболистов. Пляжи старой Гагры, как правило, необихожены, но и не сильно загажены. Металлолом в Абхазии наверное не принимается, поэтому, думаю у многих наших бомжей сердце облилось бы кровью от вида огромного количества бесхозных металлоконструкций, двигателей и коробок передач, валяющихся прямо на пляжах, до огромных балок, валяющихся где придется. На обочинах полно старых машин, хотя основной автопарк это современные иномарки.






Во дворе многоэтажки. Давно не видел такую картину.

Попадаются музейные экспонаты. Чайка.

Надо сказать, что все побережье - галечные пляжи. Размер гальки варьируется, но входить и выходить везде испытание. Не буду развивать теорию про зависимость площади ступни и веса тела, оказывающего давление на один сантиметр поверхности ноги, но входящие и выходящие напоминали людей идущих по углям.


Ближе к центру, но все же довольно далеко от него, где милиция, администрация и почта перемешаны с огромным количеством гостевых домов и столовых мы и сняли жилье. 800 руб. в сутки номер на двоих без телевизора и кондиционера, но с туалетом, душем, затхлым влажным запахом и видом с террасы на море. Нормально устроились. Готовить можно было прямо там на террасе, но заниматься этим мы не собирались.

Важной особенностью почти всего побережья Черного моря является железная дорога. Но особый, я бы даже сказал гипертрофированный, колорит она приобретает в Абхазии. Если на Российской территории она является неким важным элементом ландшафта: зоны отчуждения, заборы, тоннели для пешеходов и прочее, то в Абхазии это просто рельсы и шпалы, которые где-то там проложены. Не обращайте внимание, что называется.
Вот она "железка", притаилась в кустах.
 Поезда ходят не часто: пассажирский туда и обратно в семь и в девять утра, товарный днем и "кукушки" иногда. Прохождение поездов сопровождается бесконечными гудками, иногда исполняемыми в такт какой-нибудь мелодии, так как пересечение ЖД путей отдыхающими трезвыми и не очень может проходить в совершенно любом месте. Так вот наше первое утро было похоже, как сказала моя жена, на премьеру фильма братьев Люмьер, там где поезд прибывает на станцию, а зрители в шоке разбегаются от экрана. Так вот у нас было почти тоже самое. Мы жили через дорогу от железной дороги, метрах в 20 от нее, как и все в этой части Гагр. Мы очнулись в семь утра когда издалека сопровождаемый гудками поезд начал приближаться. Насторожились. Гул нарастал в геометрической прогрессии - поезд выходил из-за поворота. Первоначально появившаяся спросоня тревога начала перерастать в шок. Следующий гудок поезда по ощущениям доносился прямо из-за неплотно прикрытой двери. Мы с Юлей вжались в кровати, каждый в свою. Оцепенев от ужаса мы лежали плотно сомкнув глаза и руки на гуди. Поезд пролетел между нашими кроватями чудом никого не задев, несмотря на то, что кровати стояли вплотную друг к другу. Такого доброго Гагрского утра мы не ожидали. Как мы позже выяснили это будет продолжаться каждый день. Так и было. Каждое утро внутренний будильник заставлял проснуться перед самым прохождением поезда, после чего мы спокойно засыпали дальше. Так было с понедельника до среды. В четверг мы очнулись как обычно за несколько минут до поезда - но в положенное время его не было. И через 5 минут не было, и через 10. В тот день поезд не проходил. Но когда это стало понятно спать уже не хотелось.
Улица Ленина. Слева ЖД, справа частный сектор.
В этом доме с синим занавесом мы и жили.
А это уже район новой Гагры.
 

Пейзаж на фоне моря.


Питались мы самостоятельно в многочисленных столовых. Цены не высокие, но позже, сравнив их с Адлерскими, поняли, что и не низкие; питание на Российской и Абхазской территориях обошлось бы примерно одинаково (обед порядка 350-450 руб. за двоих) Однако столкнулись с открыто неприветливым, местами даже каким-то озлобленным отношением работников столовых. В итоге выбрали пункт общепита где хотя бы говорили "Здравствуйте" и без нескрываемого раздражения рассказывали что они могут предложить. Но и это не спасло от проблем с пищеварением. Не знаю, съел я что-то, выпил, акклиматизация ли это была, но на вторую ночь нашего пребывания на юге я поимел проблем. Наверное это будет мое пусть и негативное, но самое яркое воспоминание. Почувствовав боли и позывы в животе, я направился в туалет. Там то я и потерял сознание. Так с руками вдоль тела я с грохотом рухнул на пол около санузла в тот самый момент, когда началась рвота.
Всё что я видел в течении третьего дня.
Когда через несколько секунд (возможно несколько десятков секунд) я очнулся дыхательные пути, рот и нос уже были забиты. Я не мог сделать ни вдох не выдох. Жутко перепугал жену, которая меня растормошила со словами "Дыши, дыши". Кое-как прокашлявшись поднял голову и увидел кровь. Сначала испугался, что это внутренние кровотечение и она идет вместе с рвотой, но потом с облегчением понял, что всего лишь рассек бровь. Вдобавок поцарапал правый бок. Да, такое не забыть. Весь следующий день просто провалялся в постели, выпив порядка 2,5 литров воды. Следующей ночью тоже самое, только в более легкой форме, ждало и Юлю. Вся ночь и половина следующего дня потребовались на восстановление. Но как оказалось мы были не одиноки, соседи староотдыхающие и вновь прибывшие, а также половина поезда, на котором мы возвращались имели те же проблемы в той или иной степени. Не знаю что это было, но не пожелаю никому. Это можно назвать самым негативным моментом отдыха.

Однако даже эти события не смогли испортить общего положительного впечатления от нашего пребывания в Гаграх. Как не смогли его испортить навязчивые таксисты, продавцы кукурузы, чебуреков, сладких колечек и прочего условно съедобного на пляжах, зазывал на морские прогулки на катерах, гидроциклы, снующие между купальщиками. Ко всему этому скоро привыкаешь и не обращаешь внимания. А реклама лайнера-плавучего аквапарка, который того и гляди ждала судьба Титаника при столкновении с пустой пластиковой бутылкой нас даже забавляла.
Плавучий аквапарк. Возможность встретить дельфинов включена в стоимость полуторачасовой прогулки: 500 руб.

К сожалению те полтора дня, которые мы потратили на восстановление после отравления, не позволили нам выполнить намеченную экскурсионную программу и мы не смогли съездить на озеро Рица и к Гегскому водопаду. Но незабываемые впечатления от сплава по горной реке Бзыбь (рафтинг) и от конной прогулки по Жоэкварскому ущелью мы получили.

Я понял, что умножать на 2, и округлять до ста, первое, чему учат в Абхазских школах, занятия в которых начались во второй день нашего прибывания. Удивительно, но в плане школьной формы ученики более дисциплинированы, чем здесь. В учебное время все ходят в черных юбках либо брюках и в белых блузках, рубашках. Всегда можно выделить в толпе ученика или ученицу, правда, не понятно зачем мне это.

Рафтинг, который анонсируется на каждом углу, как 18-ти километровое приключение на горной реке с течением 15-20 км/ч, на самом деле оказался длиной девять километров и по времени занял около часа (доказательство :). Но и этого хватило осознать всю красоту окружающих гор, захватывающие дух резкие повороты, бурлящие перепады, брызги холодной воды и мощь горного потока. Я, честно говоря, не понимаю людей, которые отправляются на сплав даже без желания грести. А грести на горной реке нужно много и активно, несмотря на то, что течение там тащит само. Грести нужно для управления. Управляет гребцами рулевой (инструктор), все что требуется от участников это четко подчиняться командам. От этого зависит безопасность всех девяти членов экипажа. И даже в этих условиях находятся люди, которые говорят о том, что они приехали отдыхать и грести они не нанимались. Ощущение такое, что эти люди в рабочее время работают гребцами на галерах, а на отдыхе хотят что бы их катали. Но это так, лирическое отступление.



Опять же для получения чистого удовольствия приходится абстрагироваться от навязчивого юмора занятых в этом бизнесе людей: водителей, инструкторов и примкнувших к ним бездельников. Не обращать внимание на бесконечные предложения продегустировать сомнительные напитки, мед и прочее. Как только ты научился это делать - получаешь истинную радость.

Конная прогулка для меня стала по-настоящему медитативным путешествием. На удивление ненавязчивый инструктор, красивейшее ущелье и довольно длинный маршрут, наполненный интересными преградами в виде пересечения горной речки, движения вдоль обрыва, крутых спусков и подъемов и самое главное лошади, живые существа под тобой, подарили нам с Юлей какую-то детскую, чистую радость. Это надо было видеть как Юля не командовала, а просила своего коня по кличке Пуля, идти дальше. Тихим голосом "Нууу, лошадка, пойдем" она отдавала не команду, а просьбу своему мерину. Тот же чесался у каждого дерева, лупил себя копытом, норовил свернуть, но тем не менее двигался в общей колоне. Но и он в конце прогулки смирился и покорно нес своею ношу в виде моей жены. В отличии от него мой конь Чарлик был очень покладистым. Ни одного лишнего движения. Перенося все невзгоды, плохую дорогу, брод по горной холодной реке и постоянные чесания Пули, идущего перед ним, он не торопясь нес своего мирно покачивавшегося ездока. Это было поистине здорово. Имеется трек обратного пути.


Верхом на Пуле.
 
Чарлик: "Ну чё, сфоткал?"
После прогулки все морковки по 20 руб. за штуку были скормлены лошадкам.

Я могу сказать, что эта неделя подарила нам не столько впечатления от увиденного, сколько впечатления от попробованного, от приобретения новых навыков, умений. Будь то сплав на катамаране (рафте), управление лошадью, плавание в открытой воде или длительный бег в гору.
Стадион. Скульптура: битва добра со злом. Не знаю кто добро, кто зло, но мячу достается больше всех.
Вообще мой физкультурно-спортивный опыт в Абхазии можно считать положительным. Я планировал пробежаться вдоль берега моря и подняться повыше в горы, кроме этого я взял очки для плавания дабы поплавать подальше в море. Первая ознакомительная пробежка прошла вполне успешно. Полвосьмого утра я добежал до самого начала Гагры и потом обратно. По пути встречались только продавцы местных магазинов и таксисты, но и этого было достаточно, что бы назначить время следующего забега на пораньше. Мои короткие шорты и стройные ноги (шутка) вызывали какой-то нездоровый интерес у местной публики, которая провожала меня долгим пристальным взглядом. Бег во влажном климате мне показался менее комфортным, чем дома. Воздух хоть и не горячий, но не освежает. Он будто обволакивает. За все время пребывания в Гагре, я встретил четыре человека, которые как и я тратили свою энергию на сомнительные развлечения типа раннего бега или спортивной ходьбы. Вроде братья по разуму, но мое обычное приветствие "Физкульт привет!" вызывал у них удивленный взгляд. Мой следующий забег был в гору Мамзышха. Было это через день после отравления, но бежалось на удивление легко. В этот раз я стал источником пристального внимания для местных собак и, как ни странно, коров. К болезненному интересу со стороны первых я привык. По-видимому, мои нижние конечности напоминают им об излюбленном лакомстве - сахарных косточках, но что во мне нашла корова? Когда я миновал группу крупного рогатого скота на подъеме и услышал за спиной мерное позвякивание колокольчика, увязавшейся за мной буренки, галопирующей со всей своей коровьей прытью - я оторопел и даже припух. Ускоряться или замедляться - вот в чем вопрос. И то и другое могло быть воспринято коровой как кокетство с моей стороны, со всеми вытекающими последствиями. Решил просто держать невысокий темп. Либо я все же бежал быстро, либо корове стало стремно перед своими, но ее коровий здравый смысл взял верх и она вернулась в стадо. Свою следующую пробежку я провел на 40% по галечному пляжу - отличная тренировка ног. Если будет у кого-то возможность - бегите.

А вот мой опыт плавания в открытой воде мне не понравился. Если двумя словами - не комфортно. Поплыл я, значит, до буев. Как я понял это были  буи для "парковки" морских посудин на ночь; по ощущениям до них было рукой подать. Оказалось - метров 400. Проплыв половину я уже почувствовал дискомфорт открытой воды. Как и любой другой навык - это надо тренировать. Но я довольно упертый в этом отношении и до буев, конечно, доплыл. Растительности и живности в обозримой близости не было, только веревка уходившая в глубину и красный бак над водой; вдали берег с едва различимыми фигурами людей. Ощущения - не очень. Плыл я кролем погрузив голову в воду и поднимал ее на третий гребок для вдоха, то есть практически ничего происходящего вокруг себя не видел. Лишь изредка переходил на брасс, чтобы скорректировать направление. Когда я подплывал обратно к берегу одна из купальщиц спросила "Ну что, передали привет дельфинам? Мы за вами наблюдали" "Передал медузам", говорю я, так как это были единственные живые существа, которых я видел. Когда я вышел на берег Юля сказала, что пока я был в районе буев между мной и берегом проплывала пара дельфинов, характерно выгибая свои спины. Только тогда я осознал весь трагизм ситуации. Я понял, женщина сказала, что они наблюдали за НАМИ тремя, а не за мной одним. Однако, встреть я дельфинов в непосредственной близости от себя, я предал бы им содержимое моего кишечника, а не привет, как бы невежливо это было с моей стороны. Рыбы - рыбами, а вот млекопитающие совсем другое дело. Жутковато до сих пор. Свой второй заплыв я провел уже в состоянии фобии. Как бы это грубо не звучало, но самой активно работающей мышцей в том заплыве были не бицепсы - трицепсы, а "очко".
 
Путешествием в путешествии была наша поездка в столицу Абхазии - город Сухум. Преследуя две цели: сэкономить и посмотреть, мы опять же поехали самостоятельно. С транспортом проблем, как я уже говорил, там нет. Маршрутка до Сухума (80 км) - 150 руб. Сразу после завтрака мы туда и отправились. Выехав из города сразу попадаешь в сельскую местность, где вездесущие коровы уже являются полноправными участниками дорожного движения. Группы животных располагаются на асфальте в лежачем или стоячем состоянии в удобном им порядке, то есть хаотично. Сигналить бесполезно. Кстати, водители в Гагре очень часто сигналят друг другу в качестве приветствия. Постоянно. Видят знакомого - гудят, те в ответ. Не знаю, то ли коровы и водители друг с другом лично не знакомы, то ли коровы глухие, то ли они круты до состояния скалы, то ли еще что-то с ними не так, но на сигналы они не реагируют. Поэтому водители не снижая скорости пролетают в нескольких сантиметрах от индифферентно стоящих животных. Но и у абхазских водителей есть своя особенность - невозможность дослушать любую песню даже до середины. Любое включение музыки в салоне автомобиля превращается в попурри из любимых мелодий водителя: зарубежная эстрада, творчество местных талантов, шансон и так далее звучит в непредсказуемом порядке и количестве, ограниченном размером флешки. Все песни в сознании водителя настолько хороши, что пассажиры за время своего пути просто обязаны услышать хотя бы по одному куплету из каждой и оценить безупречный музыкальный вкус водителя-меломана.

Но я отвлекся. В Сухуме мы пробыли большую часть дня, захватив полуденную жару. Прогулялись на 400 руб. по знаменитому дендрарию. Оказалось, что практически вся флора представленная в ботаническом саду встречается и на улицах Абхазских городов. Именно по этой причине  мы не пошли в знаменитый Сухумский обезьянник. Город вообще произвел хорошее впечатление. Очень красивый, живописный, зеленый и ухоженный центр и центральная набережная. Окрестные районы не такие нарядные, но везде много зелени.
Одна из центральных улиц.


В центре города прямо рядом с музеем и отдыхающими милиционерами лежит дохлая крыса.
Интересно, в этом есть какой-нибудь символизм, или просто сдохла.

Дендрарий.

Дерево мира. Тонковатое, как и сам мир на Земле.



Центральная набережная.
 

Памятник Абхазам, вынужденным покинуть свою родину.

Набережная, недалеко от президентского дворца.

Тут будет президент, когда пройдет инаугурация.

Узор мне показался красивым. Присмотрелся. Не показался - правда красиво.

Широко известный в узких кругах фонтан с грифонами.


 


Обычная улочка, недалеко он набережной.
Разгромленное здание Правительства.
Я, как любитель роликовых коньков, был приятно удивлен, увидев рампу.
Просто улица.

Единая Абхазия. Слов нет.
 


Прогулявшись по центральным районам, дошли до рынка, а оттуда на автобусе добрались до ЖД вокзала - автовокзала, откуда отправились обратно, в Гагру. Единственной сложностью было найти кафе или столовую в районе вокзала. Пришлось купить пару булочек и бутылку тарухна и перекусить прямо у дороги. Это был наш предпоследний день в Абхазии. Весь следующий день мы посвятили походу на рынок за сувенирами и купанию в море. Повспоминали наше пребывание здесь
Набор джигита: постилка на сиденье автомобиля, пояс от радикулита и "волосатая шапка" (забыл как называется).
Дружеские объятия.

На фоне ресторана Гагрипш.

На шашлык.

Психоделическое местечко. Кстати, в подобном стиле выполнены многие автобусные павильоны
по побережью Абхазии.

Здание старой ЖД станции "Павильон"

Это был единственный день, когда погода преподнесла нам небольшой сюрприз в виде короткого дождя.

Вечером мы проводили Солнце за горизонт, чтобы на следующий день встретить его из-за гор и отправиться домой. Надо сказать, что завтракая в столовой в день отъезда, мы задолжали 6 рублей. Непорядок; нужно будет вернуть в следующий раз, который, я надеюсь и верю, обязательно будет.

31 августа - 06 сентября 2014
Гагра, Абхазия

Comments