Поездка в Абхазию. Третий сезон

Вот уже третий год подряд мы с женой ездим в Абхазию. О впечатлениях от первой поездки я делился, советую почитать. Второй раз, в прошлом году, мы ездили с дочерью и племянником и то ли времени, то ли желания написать о той поездке у меня не было. Но могу сказать, что и во второй раз мы замечательно отдохнули. Остановились так же в Гаграх, практически в том же мести, но ближе к морю. В этом году не стали ничего менять и остановились у прошлогодней хозяйки.

Могу сказать, что за то время которое мы там отдыхаем почти ничего не меняется. Приехав через два года, мы попадаем в уже ставшую привычной обстановку. Да что там говорить, в столовой женщина спрашивает где у них горячая вода, объясняет, что не была здесь уже восемь лет и, наверное, все поменялось. На что работница столовой говорит, да нет, что Вы, ничего не поменялось - все как и раньше, вот кран с холодной водой, вот с горячей.
Действительно, продавцы, повара, распространители экскурсионных туров - один и те же.

Да, там не меняется ничего, коровы так же лежат прямо на дорогах, заманить на дегустацию вина - национальый вид спорта и водители без устали приветствуют друг друга клаксонами автомобилей. В этом году к водителям добавились еще и машинисты паровозов. Я был удивлен, наблюдая как тепловоз, двигаясь по железной дороге вдоль автодороги, не только гудел своим приятелям автомобилистам, но машинист еще умудрялся обмениваться с ними репликами. Приветливость доведенная до асбурда

Немного раздражает однонаправленность чувства юмора абхазов. При общении с отдыхающими из мужчин-абхазов (такстистов, продавцов и прочих занятых в туристической индустрии персон) так и прет поток шуточек. Они сами с удовольствием смеются над своими "приколами", однако, если вы в ответ пошутите над шутником - он может замолчать и замкнуться. Вот такой односторонний КВН.

По поводу коров, недавно услышал версию, почему коровы лежат на дорогах. Якобы, таким образом они спасаются от мух. Потоком ветра от проезжающих мимо машин с коров сдувает насекомых. Вполне себе допускаю, такую прозорливость крупного рогатого скота.

Кстати, одной из отличительных черт абхазских коров является их способность бегать. Я был свидетелем как одинокая корова, что уже удивительно, я привык видеть коров в их коровьем социуме, в стаде, пересекала луг бегом. Не быстрым шагом, как в нашем понимании должна двигаться уважающая себя телка, а реально галопом - с характерным подпрыгиванием и одновременным отрывом от земли всех четырех конечностей. Это была однозначно бодрая корова. Возможно она открыла для себя альтернатиынй способ спасения от мух - убежать от них.

Должен сказать, что по словам самих абхазов, наплыв отдыхающих в этом году был небывалый. Даже сентябрь был удивительно людный. Наша хозяйка, которая вне сезона работает учительницей в школе, обычно в сентябре выходила на работу, но в этом году взяла отпуск, не хотела закрывать свой ларек.

Поездка наша была довольно бюджетной. Мы ехали просто сменить обстановку, позагарать и покупаться. Каких-то экскурсионных желаний не было. Уже в Абхазии мы решили на обратной дороге, будучи в Адлере, съездить на Красную Поляну.
Первоначально хотели снять жилье рублей за 1000-1200, но наша прошлогодняя хозяйка предложила новую комнату за 1500 руб. Нам там все понравилось и мы согласились. В итоге на семь ночей получилась не такая уж критичная переплата.

Цены на питание практически не изменились, нам вполне хватало 1500 руб. в день и на еду и на транспорт, если мы куда-то ехали.

Отдых в Абхазии нам нравится, но ездить все время в одно и то же место уже начало надоедать и, раз уж мы не тратимся ни на какие экскурсии, мы решили потратить немного времени и провести разведку основых курортных локаций. Присмотреть, так сказать, место для следующей "высадки".

В предыдущие два визита мы побывали в Сухуме, в этот раз решили охватить своим вниманием Пицунду и Гудауту.

Сначала мы отправились в Пицунду. Автобус до Пицунды - 70 руб. Время в пути около 30 минут. Пицунда нас привлекала своими уникальными погодными условиями и чистым морем. Как ни посмотришь в сторону Пицунды там всегда солнечно, даже если в Гагре идет дождик.


Мы решили исследовать это место на предмет проживания в частном секторе. И в результате поняли, что исследовать нечего. С курортной точки зрения Пицунда - это комплекс зданий - санаториев на самой южной части мыса. Почти на берегу моря растут сосны создавая великолепное сочетание моря и соснового леса. Территория курорта "Пицунда" огорожена. Вход платный -20 руб. в день. Хочешь иметь круглосуточный доступ к морю - заезжай в один из санаториев. Если рассматривать центральную часть мыса - частный сектор далеко от моря.


Значительную часть мыса занимает, как мы решили, военная часть (по другой версии госдача). За военной частью есть частные дома, но это уже совсем другое место - поселок Лдзаа и район Рыбзавод.

Автобус нас высадил в центре Пицунды.
Центральная улица

Аллея курорта "Пицунда", ведущая к морю

Большая часть мыса огорожена таким глухим забором. 


Набережная курорта







Часть зданий еще не востановлена. Хотя все здания санаториев функционируют почти в полном объеме.

Маяк


Мы искупались в море и, погуляв по прекрасной территории курорта, пошли искать место, где в принципе в будущем, можно было бы снять жилье.
Чем дальше от сосновой рощи мы отходили, тем меньше хотелось там оставаться 

Рынок

Абсолютно не курортный вид

Район многоэтажной застройки


Вблизи высотные дома совершенно не обустроены

Очень крупный тепличный комплекс. Выращивают помидоры, экспортируют в Россию

В Абхазии очень часто можно встретить такое соседство

Если качество Wi-Fi соответсвует значку, то лучше использовать 3G. 
Кстати, в этом году мы не покупали местную SIM-карту. У Мегафона появилась возможность подключить опцию и за 30 руб. в день использовать свой номер по домашним тарифам. Очень удобно. Голосовая связь и интернет работали отлично.

Проход к морю. Длинный коридор из бетонных стен
В конце нашего пребывания посетили Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного. Это больше не религиозное место, а концертный зал. В храме установлен орган и проводятся концерты. 


Орган


Вид на орган со второго уровня

Мы сделали вывод, что в Пицунде лучшее место для отдыха это территория курорта "Пицунда" в одном из семи корпусов санаториев. К сожалению, пользоваться всеми преимуществами местоположения Пицунды проживая в частном секторе или снимая квартиру не получится.

Следующая остановка - Гудаута.
Туда мы отправились на следующий день. Дорога от Гагры до Гудауты заняла около часа. Билет 120 руб. Автобус в город не заезжал и мы вышли на дороге, нам пришлось пройти около 25-ти минут до базара, который находится недалеко от центральной части города. Гудаута отличалась от тех мест которые мы посещали в Абхазии до сих пор. Она была очень похожа на обычную деревню. Значительное число домов имели приусадебный участок. Только у моря дома стояли чуть плотнее. Погуляли сначала по части города которая находится подальше от центра, дошли до моря. Город расположен на холмистой местности. Дороги и тропинки то и дело шли то вверх, то вниз но без крутых перепадов.

В центре нашли парк, не работающее колесо обозрения и остатки набережной. Каких-то интересных мест для прогулок не было. Этот факт также вычеркнул Гудауту из списка возможных мест отдыха в дальнейшем.

Единственным впечатляющим событием был обед в одной из небольших столовых. Я заказ на обед блюдо под названием хашлама. Цена его была вполне приемлемой. Любое первое блюдо стоило там примерно 80 руб. Хашлама не выделялась Но когда мне его подали я был очень удивлен. Это огромный кусок мяса в бульоне с большими кусками овощей - картошкой, перецем и еще с чем-то. Вкусно. Когда я захотел попробовать хашламу в Гагре я нашел ее только за 180 руб. В-общем, хашлама это единственная причина по которой я бы поехал в Гудауту в будущем.

По дороге в Гудауту мчались за аутентичным "ушастым" запорожцем с украинскими номерам. Машина на вид в отличном состоянии

Вот они знаменитые бодрые коровы.

"проспект" от дороги до цента
нередко встречаются такие дома 
у рынка
небольшой базар
вполне себе жилой дом

удивительно, но большинство асфальтовых дорог в очень хорошем состоянии, без следов недавнего ремонта

небольшой парк

всякого рода стеллы не редкость в Абхазии
Ленина встретишь не часто, но он тоже есть




Именно в Гудауте старые пансионаты выглядят максимально "по-советски". Если в Гагре начали модернизировать старый "курортный фонд", то здесь можно окунуться с головой в советское прошлое. Кто соскучился - вэлком, как говорится


Заброшка. Кстати таких гигантских сооружений довольно много и в Гагре тоже.


По соседству со старыми пансионатами строят современные отели. Красивые, удобные, современные.  Этот еще не открыт, но видно, когда откроют будет дорого.

Вертушка - привет из прошлого.

В Гудауте в отличие от Гагры совершенно не многолюдно на пляже

Вот еще одна вертушечка. В пансионате "Волга", кстати. Откуда такое название?
Вполне себе деревенская улица

Гранаты мелкие и кислые. Дичка, как мы их идентифицировали.
Гудаута жжёт!
Стадион. Кстати, в Гудауте есть очень приличный и современный ФОК, для детей, построенный на средства РФ. Так было написано.
Вот так красиво можно использовать морской булыжник.


Самый центр

Подойдя к обрыву, думал это конец Гудауты, но нет.

Я же говорил, памятников много
Колесо обозрения не работает, хотя выглядит не как кусок металлолома. Возможно, планируют восстановить
Небольшой кусочек похожий на набережную. Но для прогулок, однозначно, не годится.
Нет, Гудауту мы тоже не стали рассматривать для отдыха в дальнейшем. Нам город показался очень тихим и вялым. Если вы планируете коротать вечера сидя в комнате или в тени деревьев, возможно он будет идеальным. И цены там ниже чем в Гагре. Мы возвращались с отдыхающими, которые снимали комнату с удобствами, в доме у самого моря за 350 руб. с человека. В Новый Афон, который совсем близко от Гудауты мы не поехали, так как были уверены, что и там вечерний досуг не очень богат и мест для прогулок не много. После обеда вернулись в Гагру.

В этом году я продвинулся еще дальше в своем забегании в гору Мамзышху. За семь дней пребывания в Абхазии я сделал четыре беговые тренировки. По моему плану последний забег должен был быть максимально высоко в гору. Так я и сделал. Я поднялся примерно на 550 метров, пробежав примерно десять километров вверх. Это было в предпоследний день нашего пребывания в Абхазии. Погода к тому моменту уже испортилась. Накануне шел дождь. Однако, в день покорения новых высот, когда я проснулся около семи часов, было облачно, но без дождя. Я решил тренировку не отменять. Стартовал от дома. Через 15 минут был в начале подъема. Мой план был простой - бежать один час по дороге вверх. Примерно через 35 минут я должен был миновать первую смотровую площадку, оттуда я собирался пробежать еще примерно минут тридцать. Не было причин что-то менять. Подъем до смотровой прошел нормально. Меня обогнали две машины, одна осталась на смотровой вторая уехала дальше. Во всех предыдущих забегах я поднимался чуть выше смотровой площадки, поэтому, пробежав вверх еще минуть десять, для меня начались незнакомые места. К этому моменту погода испортилась, начал накрапывать дождик. Новые места, сгущающиеся тучи, усиливающийся дождь и ветер вызывали неприятное чувство дискомфорта. Но выход из зоны комфорта и есть цель любой тренировки - разве нет? До разворота оставалось еще минут десять. Стало понятно, что грозы не избежать. Послышались раскаты грома, небо начало свою жуткую фотосессию - щелкая грохочущим затвором и ослепляя землю яркими вспышками, оно получало мгновенные снимки застывших лиц людей с изумлением смотрящих в объективы туч. Наконец я достиг точки разворота. По дороге я взял шишку, которая удивила меня своим размером.

Мне навстречу промчалась машина, которая минут сорок назад обогнала меня по пути наверх.
Дождь начал усиливаться. Стало прохладно, бежать нужно было еще и для того, чтобы согреться. Я рванул. Через пару минут начался ливень. С неба полилась вода. Именно полилась. При вдохе в рот попадали струи дождя, ощущение что ты тонешь. Раскаты грома чередовались с молниями. Но самое неприятное началось позже. Когда я слышал не гром а такой электрический звук, как короткое замыкание. Звук напоминающий работу сварочного аппарата. Это означало, что молнии бьют совсем рядом. Я вцепился в шишку как в спасительную веревку, которая тащит меня сквозь поток воды. Не знаю как это могло помочь? Адреналин начал поступать в кровь. Я закричал. Я выкрикивал фразы типа "Не напугаешь!", "Попробуй достань!". Сжимая похожую на ежа с всклокоченными иголками раскрытую шишку, я несся с горы.


Я бежал и бежал, но даже смотровая площадка еще не появилась. К раскатам грома, молниям и ветру добавилась вода под ногами. Дорогу пересекали широкие потоки, сходящие с гор, и, минуя автотрассу, они уходили по кратчайшему пути вниз к морю. Склоны гор в этот момент выглядели удивительно красиво. Любая вертикальная поверхность, любой камень превратились в водопад. Струи освещались вспышками. Вода падала мне под ноги. Местами поток шел вдоль дороги. Я бежал прямо по горной реке. Наконец появилась смотровая площадка. Ура, половина пути вниз пройдена. Но, несмотря на то, что дальше места были более привычные, бежать мне еще вниз минут 25. В таких условиях это много. На обочине я видел машины которые встали, чтобы переждать стихию. Я не собирался останавливаться: мокрый, я мог замерзнуть за пару минут; тогда простуда гарантирована.

Почти в конце спуска дождь начал стихать. Когда я выбежал на главную улицу Гагры раскаты грома было слышно где-то в горах, дождь закончился, оставив за собой огромные потоки воды с гор и гигантские лужи на улицах. Обратно я пробежал по совершенно другому городу: затопленному и неуютному. Местами глубина луж достигала моих коленей. Немногочисленные пешеходы улыбались друг другу, как будто они вместе сейчас одолели стихию. У меня не было сил на такие эмоции, я сосредоточился на том, чтобы просто вернуться домой, где, наверняка, за меня переживала моя жена. Ровно, в девять, как я ей и обещал я переступил порог комнаты и пошел в душ.

У нее эмоции зашкаливали - она все утро в окно наблюдала за тем как природа демонстрирует свои силы. Да, такого разгула стихии мы еще не видели. Это было самое яркое впечатление от пребывания в Абхазии.

На этом я останавливаться не собираюсь, в следующий раз, наверное, буду штурмовать вершину - 1800 метров над уровнем моря - 33 километра по дороге вверх.

К сожалению до конца трек strava не записала. Полиэтиленовый пакет, в который я на всякий случай положил телефон, не помог, аппарат намок и перестал работать. Я даже в глубине души попрощался с ним, но несколько часов под феном вернули его к жизни.

Кроме бега я дважды попрактиковался в плавании на открытой воде. В этот раз я не старался уплыть далеко в море. Катера, гидроциклы и прочие транспортные средства меня пугали. Я поплавал вдоль берега. Отличная тренировка. Два заплыва минут по 25-30 дали представление об особенностях плавания в море. На самом деле при умеренном волнении это не сложно.

Из развлечений кроме поездок в соседние города у нас были пешие прогулки по старой и новой Гагре и наблюдение за рыбаками на пирсе. Очень нас затянуло это мероприятие. Спиннинг и нехитрая снасть - "ставка на ставриду" - без всякой приманки позволяли добывать рыбакам неплохой улов. В следующий раз мы обязательно присоединимся.

В этом году перестраховались с едой. Воспоминания о проблемах с животом в прошлые поездки и рассказы знакомых о проблемах в этом году заставили нас ответственно подойти к выбору столовых и блюд. Кроме этого, уже в поезде мы начали прием препарата "Максилак". На протяжении всего пребывания там мы пили по одной капсуле в день. Не знаю, что именно, но нам помогло. Ничего серьезного у нас не случилось. Юля один день испытывала дискомфорт, но не более. На следующий день аппетит уже был в норме. У меня вообще не было никаких неприятностей. Может мы уже привыкли за три года?

В последний вечер в Абхазии мы посетили кафе, где заказали шашлык и вино. Не очень впечатленные кухней, мы получили удовольствие от музыкальной программы. Пожилой музыкант пел песни прошлых лет и собственного сочинения. Он даже что-то исполнил для нас. Кроме этого, оказалось, что он автор пары очень популярных кавказских песен (с его слов, конечно) Но думаю, в очереди людей, которые оспаривают авторство тех произведений, он далеко не единственный. По мне, так каждый уважающий себя кавказский музыкант обязан заявить об авторстве пары-тройки самых известных композиций.

Утром следующего дня мы покинули Абхазию. Погода подпортилась и уезжать было не так жалко, но все же хотелось бы задержаться. Вообще, мы поехали на отдых позже обычного - в самом начале второй половины сентября, и немного переживали: с какой погодой столкнемся. В итоге застали все ее формы: от жары до шторма и похолодания. Мое мнение, для пляжного отдыха лучше выбирать время до 20 сентября. Позже возникает дополнительный риск часть отдыха провести в куртке.

В конце нашей поездки мы, как и планировали, посетили Красную Поляну. Зря. Когда электричка "Ласточка" доставила нас на Роза Хутор стало понятно, что ничего хорошего не получится. Но раз уж мы приехали, то решили добить маршрут и взяли билеты на канатную дорогу, на самый верх. Вообще зря.

Сам курорт Роза Хутор очень впечатлил. Все сделано здорово - красиво и по современному. Но все, что мы видели поднявшись наверх - это дождь, туман и вьетнамцы. Человек сто. Еще было холодно. Вьетнамцам было жутко холодно, думаю они были уверены, что ездили в Сибирь. Зимой. Вьетнамские дамы, чтобы не обморозить свои теплолюбивые уши, накупили наших вязанных шапок, в каких у нас ходят бабульки на почту в холодное время года.. То еще зрелище: посмотришь на лицо - молодая девушка, но охватишь взглядом всю голову целиком - русская бабка-азиат. 

Роза Хутор. Дождь
Роза плато. Дождь и туман
Роза пик. Дождь, туман и холодно
Не увидели мы всех красот, которые там навреняка есть, ну да ладно, тем лучше, будет повод вернуться.

Вот такой погодой нас провожало Черное море

В любом случае отлично провели время. Как говорят в Абхазии - От души душевно в душу!



отзыв о поездке в Абхазию, Гагра, Гагры

Comments