Самба трейл 2017

Это очень долгий рассказ, коротко можно прочитать на странице ВКонтакте, а здесь посмотреть фотографии.

В середине сентября состоялся трейловый забег Самба Ультра Трейл  в одном из живописнейших районов нашего края - в окрестностях утеса Степана Разина.

Как гласит древняя легенда, название эта гонка получила по имени состязания, впервые и единожды проведенного в тех местах - САратовский Марш Бросок Адвенче в далеком 2012 году. Тогда это была гонка ориентировщиков, которые не оценили всей прелести овражьих бегов и идея канула в лету, дабы возродиться в виде соревнования по трейлраннингу.


Чтобы передать всю прелесть этих мест нужно обладать либо талантом Пришвина либо хорошим фотоаппаратом дополненным чувством прекрасного. Я не имею ни первого ни второго, поэтому красоту природного творения предложу оценить по фотографиям, сделанным людьми у которых это все есть.

На выбор было две дистанции 70 км и 36 км. Еще в начале года я думал о преодолении длинной ("ультра") дистанции. Я даже зарегистрировался на нее одним из первых. Однако жизнь внесла свои коррективы. После "Семейного марафона"25-го июня моя беговая подготовка пошла на спад. Несколько небольших, но неприятных травм выключили меня из тренировочного процесса почти на месяц. В августе у меня немного поменялись приоритеты, и я не смог уделять беговым тренировкам достаточно времени. Кроме этого на единственной длительной тренировке я почувствовал дискомфорт в колене. Подобные ощущения я испытал в конце прошлого года, тогда это закончилось почти четырехмесячным периодом восстановления. Именно этим я пытаюсь оправдать свою просьбу к организаторам переписать меня на более короткую дистанцию.

Отсутствие длинных пробежек притупило чувство то ли трепета то ли уважения к дистанции в 36 км. Конечно, у меня же за плечами несколько 42-километровых дистанций и что такое 36 км – какой-то «недомарафон». Как только мне подтвердили мою новую "короткую"дистанцию я окончательно успокоился и продолжил игнорировать длительные тренировки, ограничившись пробежками в 5-7 км.

И вот, теплым сентябрьским субботним днем мы отправились в Красноармейский район. На место, а это около 100 км от города, решили ехать на машине небольшой группой - я, мой товарищ Андрей Шистеров и его жена Ирина.

Накануне старта погода установилась великолепная - солнечно, тепло и безветренно. Мы прибыли в лагерь около четырех часов. Несколько десятков машин и палаток уже стояли на обрывистом берегу.
лагерь с высоты квадрокопторового полета
В городке организаторов и на кухне кипела работа. После быстрой регистрации, получения стартового пакета-рюкзачка и выяснения плана дальнейших мероприятий мы поставили палатку на землю и чай на плиту. Подошли поболтать с ребятами из нашего клуба любителей бега "Сокол", некоторые бегут 70 км.

Первоначально мы планировали переночевать в ближайшей деревне, Нижней Банновке, в школьном спортзале. Но очень уютная атмосфера в лагере и отличные метеоусловия заставили нас пересмотреть намерения, как итог, решили остаться в лагере.

Скалистые берега
Вот так нужно спускаться к воде.
Вечером всех участников и гостей соревнований накормили ужином, причем меню не ограничивалось единственным блюдом. Мы могли комбинировать из двух гарниров и двух видов подливы. Я съел макарошки с курицей и чай с печеньками. Очень вкусно и сытно.
"столовая" в лагере
за чаем
Лагерь был разбит в километре от деревни и лучшим развлечением на вечер мы посчитали прогулку в данный населенный пункт. Прошлись по берегу широченной в этом месте Волги. Рыбаки спускали на воду свои маломерные суда и готовились к вечернему клеву.

Крутой подъем от берега поймал в свои пыльные объятия переднеприводную "десятку". Несколько человек сначала пытались ее вытолкать, потом, зацепив канат, вытянуть в гору. Мы не стали мешать и проследовали в деревню.

Поднявшись, мы пополнили запасы воды у бабушки со шлангом. По косвенным признакам, лепешкам, валяющимся там и сям, мы поняли, что в деревне есть коровы, а значит, должно быть и молоко. Зашли в открытые ворота ближайшего дома и спросили хозяйку, нет ли у нее молока. У нее было. 20 руб. литр. И даже банка была, а вот сдачи с пятиста рублей не было. Но хозяйка легко вышла из положения и просто отдала молоко. Вот так живут люди в деревне Нижняя Банновка.

На вечернем брифинге организаторы рассказали о предстоящей гонке, о разметке, о лающих косулях, пугливых кабанах и много еще чего интересного.

брифинг
Потом, сидя на краю обрыва под ясным звездным небом мы пили чай с конфетами и семечками "Гудок". Когда я ложился спать в свой легкий спальник я подумал, не будет ли мне жарко. В начале одиннадцатого я уснул.

Проснулся от холода около пяти часов утра. В это время началось движение в лагере - к старту готовились участники дистанции "ультра". Бодрый голос организаторов оповестил о пятиминутной готовности, в это же время тревожный шепот в соседней палатке будил некого Димана. Судя по шепоту переходящему на сдавленный крик, за полторы минуты до старта Диман все еще находился в объятиях Морфея. Надеюсь, Диман в итоге стартовал.
70 км. На старт, внимание...
...марш!
Ровно в пять тридцать залп салюта возвестил весь лагерь и близлежащую деревню о начале длинного и трудного дня. Я окончательно проснулся и пошел утепляться.

Наш старт был назначен на десять утра. Позавтракал своей любимой лапшой Чан Рамен и выпил чай с конфетами. Чуть позже из палатки появились Андрей с Ирой. Ночью температура упала и наша однослойная палатка и летние спальники не смогли защитить нас от свежести осеннего утра.

В девять часов в лагере началась подготовка к старту. Как выразилась Ирина «все что-то бадяжали». Действительно атлеты в своих шейкерах и бутылках смешивали изотоники, протеины, гели и бог знает что еще. Но когда окружающие начали заклеивать соски лейкопластырем, а некоторые с тюбиком вазелина отправились в укромное место для смазки особенно деликатных и трущихся мест, Ирина начала подозревать, а является ли весь этот шабаш именно беговым спортивным событием или ребята сейчас скроются за ближайшим холмом и начнут предаваться страшным оргиям. Переубеждать ее мы с Андреем не стали, а просто приступили к разминке активно вращая тазом.

Волнения не было, я не собирался бежать на результат. План на гонку вырисовывался такой: первую половину преодолеть не быстро и оценить силы, а на второй половине прибавить и финишировать невероятным десятикилометровым спринтом.

Перед стартом Дмитрий Петров проверил наше обязательное снаряжение и строго настрого запретил оставить ветровки в лагере. Так мы поняли, что он не питал надежды на наш скорый финиш до наступления холодного времени суток, а именно до ночи.

Ровно в десять утра я, как и остальные 70 человек, вместе со стартовой сиреной нажали на кнопку «start» на своих часах.

Старт
Легкий поход по холмистой местности начался. Как-то сразу дорога пошла вниз и все легко побежали. И я легко побежал. Легко добежал до почти максимального для марафона пульса.
Стартовый отрезок пути в сторону деревни.
Спустились до берега. Теперь бежали по узкой галечной полосе. 
Коастеринг
Кто был в тех местах знает, что у Волги есть каменистые берега и они очень похожи на морские.

 Обегая и перепрыгивая завалы, кусты и бревна мы добрались до первого подъема - очень крутого, но не затяжного. Несколько человек сели уже в середине, а преодолели мы едва десятую часть пути. Я поднялся без особых сложностей, «зацепившись» за удобного попутчика.
Первый подъем
Организаторы сделали очень функциональный номер. В нижней его части вверх ногами изображен профиль дистанции с отметками ключевых точек. Достаточно просто опустить голову, посмотреть на живот и у тебя перед глазами весь маршрут со всеми подъемами и спусками. Я использовал номер в качестве шпаргалки постоянно.

Судя по подсказке на номере, далее следовал спуск. На поиски этого спуска мы потратили десять минут времени и пробежали лишние 1000 метров. По-видимому, лидеры гонки немного оторвались и пропали из поля зрения спортсменов, возглавлявших нашу группу. Наши лидеры отклонились от заданного стрелкой направления и все преследователи, в том числе и я, сделали то же самое. В итоге группа из пары десятков человек с криками «У кого есть трек?» начала кружить по поляне в поисках разметки. Наконец, кто-то с криками «Вон внизу какая-то хренотень торчит!» рванул с горы. Вслед за ним со всех сторон по склону понеслась толпа все еще полных сил трейлраннеров.

От первого пункта питания на 12-том километре нас отделяли затяжной подъем и такой же затяжной спуск. Именно на этом пути в горку мне удалось пообщаться с человеком-легендой саратовцем Леонидом Швецовым. Именно ему принадлежит мировой рекорд на одном из труднейших ультра-марафонов мира Южно-Африканском Комрадес. Он сопровождал своего товарища и не особенно торопился. По пути дал несколько советов начинающим бегунам и развлекал нас историями из своей богатой на события жизни. Очень интересный человек. К середине подъема, мой темп стал немного выше и я оторвался.
Андрей, Леонид Швецов и я

На первом пункте питания я выпил изотоник и съел четверть апельсина. С собой у меня было 400 гр геля, два банана и несколько конфет. Воды я взял две бутылки по 0,5 литра. Бананы я съел на двух длинных подъемах, конфеты так и остались таять в рюкзаке до конца гонки.
Вверх я шел исключительно пешком – спуски бегом, причем темп на спусках возрастал значительно, а вместе с ним и пульс. Такая тактика позволила мне на первой половине дистанции догнать несколько человек., но и расход сил кардинально отличался от планового. При таком раскладе на второй половине пути спринт отменяется.

Еще один долгий подъем и спуск мимо деревни Белогорское привели нас ко второму пункту питания. Он расположился у подножия памятника под кодовым названием «Самолет», так как это и был самолет. Двадцатый километр - чуть больше половины дистанции. С момента старта прошло больше трех часов – я устал. И эта усталость навалилась как-то сразу – вот я бежал и вот уже не могу. Кончился гликоген в мышцах или мозг начал включать защитные механизмы я не знаю, только со второго пункта я уходил, едва волоча ноги. Я думаю, что отсутствие длительных тренировок отразилось именно на этом этапе. Организм не был готов полностью переключиться на «жировое питание».

На «самолете» соединялись две дистанции 36 и 70 км и дальше уже вместе шли до финиша. Здесь меня начали обгонять атлеты, стартовавшие на 70 км. Несколько человек пробежали мимо меня. Пробежали! Они были в пути уже около семи часов.

отметка 20 км, второй пункт питания

С этого момента я закончил соревноваться – единственной целью было дойти до финиша. Как сказал Дмитрий Постнов в интервью о своем участии в “Swiss Peaks Trail”, он не хотел быть "доходягой",  это когда бежать уже не можешь, а до  финиша как-то добраться надо. Это было мое точное состояние в тот момент. Я был доходягой.

Я знал, что в своей группе точно уступаю Андрею, он убежал с лидерами и то, что я пока точно впереди еще одного моего товарища Алексея Рогачева. С ним мы встретились пару километров назад, я догнал его на небольшом плато после очередного подъема. Я не знал, кто еще в нашей группе и какие позиции ребята занимают. Я вообще перестал об этом думать. Только бы хватило сил финишировать. К слову сказать, мысли прекратить гонку у меня не возникло ни разу. Я был уверен, что буду двигаться до тех пор, пока смогу передвигать ноги.

Обычно у меня не возникает судорог, но здесь на одном участке начали появляться их первые признаки на внутренней поверхности бедра левой ноги. Снизил скорость и частоту шагов – отпустило.

Трасса изобиловала сложными спусками, особенно мне запомнился один - почти вертикальная стена чернозема. Вырубленная узкая тропинка с торчащими корнями вела прямо на дно оврага. Спуститься туда потребовало не меньше сил, чем поднять на горку той же высоты. И как только я без сил достиг дна, вот она тропинка вверх. За что? Не может быть! А! Нет, может, вот впереди ребята уже почти наверху.

бесконечный подъем
До последнего пункта питания я добирался без воды. Солнце светило по-летнему и постоянно хотелось пить. Однако это было не обезвоживание – напротив, воды в организме хватало, даже руки немного опухли. Похоже, что организм так пытался дать сигнал о нехватке энергии, постоянно требуя притока чего-нибудь в желудок. Гель я есть уже не мог, бананы кончились. Перед последним пунктом меня догнал парень с красным номером – ультра. «Как самочувствие друг, магнезия нужна?» - спросил он, похлопав по спине. Я поблагодарил и отказался, возможно, впереди его помощь окажется спасительной.
вдоль берега
Однажды на беговом форуме я прочитал «Когда в тебя ничего уже не лезет - пей Кока-колу». Да, это точно работает. Пока ребята на последнем пункте мне помогали налить воду в бутылку, я жадно выпил стакан колы и выдавил в рот четверть апельсина. Уходя с ПП, я кинул в бутылку две таблетки изотоника, раствор получился «ядерным» - в моем состоянии то, что надо. Я пил его как нектар.

Оставалось пройти семь километров и всего два подъема. Стартовали мы четыре часа назад. Пройдя вдоль берега по холмам, мы спустились к реке. Я с удовольствием освежился, зайдя прямо по пояс в прохладную воду. Умылся и намочил кепку. К этому моменту на ногах уже образовалось несколько мозолей. В кроссовках было полно песка, травы и камней. Я не думал об этом – это вызывало лишь незначительный дискомфорт. То, что действительно мешало двигаться – мышцы, лишенные энергии. Любой подъем превращался в испытание. Ну, ничего, осталось всего два. Да, два, но каких!

Подъем от берега казался бесконечным. Люди впереди меня сначала исчезали из виду, давая надежду на окончание восхождения, но как только я достигал горизонта, то оказывался на коротком плоском участке и люди снова появлялись уже на следующем крутом склоне. Гора заканчивалась контрольным пунктом, где необходимо было сделать отметку – приложить чип на руке к приемнику. Потом сразу вниз. Вдоль берега по гребням, потом на последний участок коастеринга (движение по береговой линии). Где-то рядом лагерь. Вот поворот в можжевеловый овраг – о нем нам говорили на брифинге. Финиш близко. Судя по подсказке на номере, оставалась одна горка. Однако организаторы из последнего участка сделали настоящий триллер. Скорость движения в овраге окончательно упала. Пробираясь сквозь густые заросли, я внимательно смотрел по сторонам, чтобы не пропустить подъем. Растянувшиеся спортсмены собрались в группу. Кажется, по оврагу мы шли вечно. Единственное, чего хотелось больше всего, чтобы это все закончилось. Но все только начиналось. Тропа пошла вверх. Наконец-то. Ноги отказывались подчиняться. Еще чуть-чуть и … Опять резкий спуск? Не может быть. На схеме этого не видно. Значит, будет еще подъем. Поднимаю глаза, вот он. Это будет последний подъем, для меня - точно. Гора черного сыпучего песка и камня. Мы полезли вчетвером. Почти поднявшись наверх, я заглянул за камни – подо мной была отвесная стена. Надо мной чернел выступ вверх высотой около двух метров. Трудно было поверить, что лезть нужно именно туда.
последняя скала
 Об опасности возвещали две таблички со стрелками направленными вниз, «смотри под ноги». Парень с девушкой, отказываясь верить, что именно здесь нужно подниматься, приняли их за направление движения и начали обходить выступ. 

Я увидел конец веревки, спускающийся со скалы и крикнул им, чтобы они возвращались – нам туда и взглядом показал направление. Пару секунд они отказывались верить. Я схватился за веревку и вскарабкался на ровную гостеприимную землю. Сразу сел. Мне нужно было отдохнуть – подъем забрал остатки энергии. Поднялись остальные.
Андрей покоряет вершину
Теперь подъемов не будет, только пологий спуск. Я плелся по дороге, вдали видно лагерь, сзади слышны голоса. Ребята, с которыми поднимались, уже где-то очень далеко, наверное на финише. За триста метров я медленно побежал, едва переставляя ноги. Это и был тот самый невероятный спринт, которым я хотел завершить гонку.

Финишная черта. Отметился на контрольном приборе, мне сразу надели на шею медаль и дали в руки футболку и еще что-то. Группа поддержки на финише немногочисленная, у уже финишировавших сил на поддержку не осталось. Я медленно побрел к палатке, по пути захватив воду. Дмитрий Петров дал распечатанный талончик с моим результатом. Не глядя, положил его в пакет с футболкой. Доплелся до палатки, Ирина сразу постелила «пенку» в тени, где уже с перебинтованной ногой лежал Андрей. Он финишировал 40 минут назад. На последнем подъеме поранил колено – камень довольно глубоко вонзился ему в кожу.

Мы обменялись первыми впечатлениями. Я достал талон и с удивлением увидел, что я занял вторую строчку в группе, сразу после Андрея. В абсолюте я был 15, Андрей шестым.

Алексей, Андрей и я
Через несколько минут я пошел исполнять главную мечту последних нескольких часов: искупаться в Волге.

На награждении я узнал, что Алексей Рогачев стал третьим. Позже, посмотрев протокол, я увидел, что Алексей на последнем участке показал третье время, на предпоследнем шестое. Во второй половине гонки он здорово прибавил, ему не хватило лишь четырех минут достать меня. Да, в этот раз я не был сильнее, мне просто повезло.

Нас наградили очень классными призами – копилками, сделанными на гончарном производстве недалеко от этих мест, в селе Золотое.
Копилка,.Буду копить на следущий трейл


Огромное спасибо, респект и уважуха организаторам - Дмитрию Петрову, Дмитрию Постнову, Светлане Маловой (люди с которыми я общался) и всем ребятам, которые приложили усилия для организации этого старта. В глаза бросается колоссальный объем качественной работы - от самого первого анонса и до финиша последнего участника.
Мне очень понравилась организация, сувениры и призы. Мне очень понравился дизайн трассы. Многие люди приезжают на утес Степана Разина на автомобилях и видят эти красивейшие места практически с одного и того же места - стоя на краю обрыва. Ребята нам показали скалистые берега во всей их красе, со всех возможных сторон и точек. Мы были там, где не только машина не проедет, но и не всякий человек пройдет.

Это был длинный день и тяжелая гонка, но когда, через много лет я буду вспоминать прошлое, то про 2017 год я скажу: «Так когда это было? А, в тот год когда я первый раз пробежал Самбу. Да, я точно помню, такое не забудешь!»


Итоговой время 5:25:57

По GPS у меня получилось 39 км


#самбатрейл #sambatrail #самбатрейл2017 #sambatrail2017 #трейлраннинг #trailrunning

Comments

  1. Очень красивый трейл. И весьма непростой. Не нашел какой суммарный набор высоты в итоге?
    А вообще поздравляю, вполне хороший результат учитывая обстоятельства. Еще и второе место в группе.

    ReplyDelete
    Replies
    1. спасибо Сергей. общий набор 1300 примерно, на 70 км 2400. должен сказать это не мало по нашим оврагам.

      Delete

Post a Comment