Вертикальный километр 2017


Недавно решил принять участие в гонке нового для меня формата - ультра-трейл. Трейл - это бег по пересеченной местности - по холмам, по горам, очень часто даже не по тропинкам, а прямо по целине. Ультра - это когда ооочень много километров и, в моем случае, ооочень долго. 


В сентябре в Саратовской области, в живописнейшем районе, на утесе Степана Разина, пройдет САМБА ультра трейл. Именно там я и планирую испытать все удовольствия ульта-трейла.

Отличный способ познакомиться с миром трейловых гонок - это пробежать гонку "Вертикальный километр". Так я думал... Так я заблуждался... Познакомиться с миром трейла - это да, но отличный способ - это нет.

"Вертикальный километр" - это бег в гору с набором высоты 1000 метров. Если такой высокой горы под рукой нет, можно пробежать по горкам меньшей высоты, но их количество увеличится и дополнительно придется бегать еще и вниз.

Та же команда, что делает САМБА проводит и Саратовский "Вертикальный километр." В этом году ВКМ в Саратове проходил уже в шестой раз. Я про него услышал в прошлом году. В этом решил принять участие.

Я очень благодарен организаторам, Светлане и Дмитрию, за то, что они за несколько недель до старта пригласили всех желающих на открытую тренировку в район проведения соревнований. Таких тренировок было три и это очень сильно подняло наш "горный уровень".

Немного моей тренировочной статистики:
26 марта - тренировка на "учебной" горке 6 кругов по 80 м набора высоты. Итого 500 метров.
2 апреля - трасса ВКМ 4 круга по 250 м набора высоты + 2 забегания в горку по 50 м. Итого 1100 м.
09 апреля - пробежка по Савельевым горам. Набор высоты 1200 м, дистанция 12 км.

Тренировка
Чтобы вы понимали: Саратовский ВКМ - это бег по кругу с общим набором высоты 250 метров. На круг приходится четыре спуска и четыре подъема. Для набора высоты 1000 метров нужно преодолеть четыре круга. Всего шестнадцать подъемов. Общая длина дистанции около семи километров. Ты двигаешься либо вверх, либо вниз. Как сказала Светлана перед стартом, если ты бежишь по равнине, значит ты бежишь не туда.
Получается, что длина чистых подъемов на 1000 метров составляет 3,5 км - градиент 28,6%

Средний подъем метров шестьдесят, столько же спуск. Это как подняться на 18 этаж, потом спуститься, потом снова подняться и так далее, всего 16 раз.

Гонка состоялась 15 апреля. Старт был назначен в непривычное время 17-00. Погода - прохладно, немного ветрено.

Было две дистанции: набор высоты 500 метров (2 круга) и 1000 метров (4 круга). В этом году старт получился многочисленным. На тысячу заявилось около 35 человек. Очень многие, как и я, бежали впервые.

После небольшого предстартового брифинга объявили пятиминутную готовность. Участники разложили свои бутылочки с водой на месте старта. Я решил стартовать с беговым рюкзаком. Это должно было сэкономить время на питание.Засунул в один карман гель, в другой воду, все лишнее из рюкзака вытащил.
Перед стартом
Мы выстроились в линию и приготовились рвануть вниз по склону - первый участок был под гору. Еще на тренировках я обратил внимание, что вниз у меня получается бежать довольно быстро. Поэтому мой план был со старта вниз бежать максимально быстро и перед первым подъемом оказаться в лидирующей группе, чтобы иметь возможность двигаться в своем темпе.
Команда "Старт!" Я рванул прямо по траве. Камни вылетали из под ног, вокруг неслись люди, размахивая палками в разные стороны. К концу спуска я бежал четвертым или пятым - первая часть плана выполнена. На первом же подъеме меня обогнали несколько человек. Они бодро поднимались без палок. Я пошел в своем темпе, даже не пытаясь кого-либо догнать в гору. К концу первого же подъема я устал. Разворот и сразу крутой спуск. Теперь уже я обогнал несколько человек. Отдохнуть на спуске не получается. По ощущениям даже мышцы работают те же самые.

Старт под горку
Второй подъем на дистанции для меня самый неприятный - сначала он крутой, потом выполаживается, можно даже попытаться немного пробежать, но расслабиться нельзя - дорога снова идет в гору до разворота вниз. Следующий спуск и подъем самые пологие. Тропинка идет через лес. Можно попытаться отдохнуть, но не на первом круге. Вокруг все еще полно людей. Мы меняемся местами, кто-то уходит на подъеме, их догоняют на спусках. Желания отстать нет ни у кого - это подстегивает и, в то же время, отнимает силы.

Первый круг заканчивается крутым спуском и таким же подъемом. Я упираюсь руками в палки, а носом в склон. В гору я стараюсь экономить силы, получается плохо - приходится терпеть. Впереди еще примерно час в таком режиме.

Первый круг дался нелегко, но усилия окупились, я занял место, где мне не приходилось никого обгонять и пропускать. Некоторое время мы бежали с парнем, он был без палок. В гору он уходил, на спуске я догонял. Однако, потом он немного оторвался. Он зацепился за еще одного "беспалочника". Так они и двигались впереди меня метрах в 20-30 до последнего круга. На втором круге меня обогнала девушка. Я попытался было "зацепиться", но не тут то было. Она здорово бежала вниз и быстро поднималась - никаких шансов.


Третий круг дался легче. Сзади никто не подпирал, можно было немного отдыхать на пологих участках. В спешке при выходе из дома я забыл часы. Сначала расстроился, но потом решил, что это и неплохо. Можно бежать "по ощущениям". Я интересовался временем при прохождении круга. Темп был явно выше, чем я планировал.

Когда закончил третий круг, я окончательно успокоился. Оставалось 20 минут и ЭТО закончится. Я понимал, вряд ли меня догонят. А вот я мог "зацепить" одного участника. Расстояние немного сокращалось. По трассе перемещались несколько фотографов. Некоторым я пытался позировать (читай "строить гримасы"). В обычной жизни мои фотографии получаются неудачными, а фотками с соревнований можно пугать не только детей, но и подростков.

Начиная с середины третьего круга начали попадаться "круговые". На дистанции было много участников - через пять минут после нас стартовала многочисленная группа на 500 метров.

Буквально за 15 метров до конца последнего подъема, я все-таки обошел того парня. Он стартовал без палок и, видимо, совсем выбился из сил. Последний подъем он преодолел, как говорится, на морально-волевых. Я тоже на них, но еще и на палках. Мне было чуть легче. Вообще ребята без палок - герои.

На финише я спросил время, оказалось примерно 1:07. Это было быстрее, чем я мог предположить в самых оптимистичных прогнозах. Я был доволен.

Дмитрий Постнов
неофициальный победить
в категории 40+
Судьи сработали очень оперативно. Было холодно и каждая минута ожидания отнимала остатки сил у собравшихся на финише участников. Пока обрабатывали итоги, Светлана организовала чаепитие. Всех угостила печеньем и конфетами. Это позволило немного согреться.

Через 20 минут были готовы результаты. В итоге я финишировал вторым в своей возрастной группе со временем 1:06:37. Я отстал примерно на полторы минуты от лидера. Но победитель, Дмитрий Постнов, который, кстати, является одним из организаторов этого старта - решил пройти вне зачета, поэтому мне досталось первое место в возрасте старше сорока лет.
Кстати, я не видел Дмитрия на дистанции, он финишировал вслед за мной. По-видимому, он начал гонку одновременно с группой на 500 метров с задержкой в пять минут. Но я уверен, что даже если бы мы бежали одновременно у меня не было шансов. Я действительно выложился полностью и не вижу, где я мог бы выбрать хотя бы несколько секунд.

В абсолюте я занял 8 место. (Протокол)

В качестве приза я получил огромный и очень вкусный пряник и совершенно нужный сертификат на льготное участие в том самом ультра трейле. Теперь точно участвую!

Организация понравилась - все просто, быстро и четко. Мне не хватало устного информирования о времени прохождения круга, приходилось спрашивать. Но это моя проблема, сам виноват, что забыл часы. Во многом благодаря организаторам, атмосфера была удивительно душевная и теплая, даже несмотря на большое количество участников и совсем не теплую погоду.

Кстати, Алексею, занявшему второе место в нашей возрастной группе, я бы присудил отдельный приз "железный человек". Он настолько увлекся гонкой, что пробежал вместо четырех кругов - пять! Бонус, от которого отказался бы любой участник, гарантирую.



Comments

  1. Интересный формат соревнований. Я давно к такому приглядываюсь, жаль, что тренироваться особо не где - возле дома все плоское совершенно.
    Результат вообще крутой, поздравляю! Как колено - больше не беспокоит?

    А САМБА ультра трейл - любопытное соревнование. Я подумаю, возможно, приеду туда. Решу через пару месяцев, когда спланирую осенний сезон.

    ReplyDelete
    Replies
    1. спасибо, Сергей.
      в колене есть небольшой дискомфорт, но при беге ге беспокоит.
      обязательно побегай трейлы с горками, по ощущениям отличная развивающая нагрузка. кроме этого, природа, свежий воздух, который жадно хватаешь ртом)) мне понравилось.

      а самба и правда интересное событие, причём хочешь жесть 70 км, а хочешь полегче 30. приезжай!
      я только ума не приложу как тренироваться? на что давить?

      Delete
    2. Тренироваться надо по горкам тоже. И силовые тренировки добавить. Насколько я понимаю, длительные тренировки что на марафон, что на 100 км одинаковые - никто не бегает больше 32-35 км за раз. А вот объем надо бы повысить хотя бы до сотни в неделю.
      Жаль, у меня возле дома все плоское-плоское. Надо куда-то выбиратся. Хотя сейчас велосезон откроется, можно будет брики делать: на велосипеде куда-нибудь доехать, побегать и обратно :) Главное не убиться, все же вело + бег в горку + опять вел - это может быть непросто.

      Delete
    3. как я еще понял на ультра марафоны тренировки строятся не столько от километража сколько от времени; длительные, по крайней мере. Просматривал некоторые планы - там в выходные по 5 часов нужно набирать бег-ходьба. Не уверен, что получится так в постоянном режиме, но парочку за лето сделаю, наверное. В любом случае буду пытаться объемы набирать, насколько время позволит. Тебе удачи!

      Delete

Post a Comment