Поездка в Абхазию. Сухум 2018.

В этом году мы с женой не собирались никуда ехать, а причина тому – стройка на даче. Все время и деньги уходили туда. Однако в конце июля мы решили, что сделать небольшой перерыв просто необходимо. Все начали уставать от строительства, уж слишком быстро и рьяно я взялся за дом. По экономическим причинам и по причине того, что нам там просто нравится, мы собрались отдохнуть в Абхазии. На этот раз решили поехать вглубь страны - в столицу, город Сухум. (Абхазам не нравится, когда их населенные пункты называют на грузинский манер. Они не говорят Сухуми, только Сухум; не Гагры, а Гагра и т.п.)

Мы забронировали номер в гостевом доме в исторической (старой) части Сухума на booking.com с хорошей скидкой ~8000 руб. за 8 ночей. Обратный поезд уходил из Адлера около девяти утра, и, дабы не усложнять себе жизнь с ранним отъездом из Абхазии и не рисковать с прохождением границы, мы решили переночевать перед отъездом домой в Адлере. На том же букинге мы забронировали два места в хостеле недалеко от вокзала за 800 руб.

Прибытие в Адлер, поездка до границы, пересечение границы и загрузка в маршрутку до Сухума прошли на одном дыхании: этот уже не единожды проделанный маршрут превратился в рутину. На границе увеличили количество пропускных стоек, поэтому движение было довольно активным. Весь путь от высадки из поезда до посадки на маршрутку занял не больше часа.

Из окна автобуса мы наслаждались замечательными абхазскими видами на море и горы. Глазом не успели моргнуть как въехали в Гагру. Вот он наш любимы район Гагр - где-то между старым и новым городом. Ощущение, что мы совершенно недавно оттуда уехали и вот возвращаемся домой после короткой разлуки.

Вот проехали реку Бзыпь. Коровы все так же по-хозяйски занимают одну, а то и обе полосы дороги. Иногда их примеру следуют кони. Ага, поворот на Пицунду, дальше на Гудауту, вот Новый Афон. До Сухума рукой подать. Два часа в дороге пролетели быстро. И вот мы на ж/д-, он же авто-, вокзале Сухума. Хозяин нашего дома любезно согласился там нас встретить.

Гостевой дом оказался большим четырехэтажным зданием с магазином электроники на первом этаже. На втором, третьем и, в перспективе, четвертом этажах были организованы номера. В том момент работали только второй и третий гостиничные этажи, четвертый был в процессе отделки. Дом и мебель новые, номера чистые. Наш номер было очень маленький, но там было все, что нужно: сан. узел, шкаф, кондиционер, холодильник, телевизор и кровать.

Последнее время мы с женой путешествуем со складными стульями: любим вечером посидеть у кромки воды на пляже, выпить горячего чая из чайника, заваренного на маленькой газовой плитке, посмотреть на звезды и послушать шум моря. В нашем номере эти стулья сразу отправились на балкон. Частенько вечером мы шли на море со стульями, там выходили на волнорез и садились на самом краю. Пили чай и вино. Казалось, что мы сидим на самом носу корабля, о корму которого с брызгами разбиваются волны.

Окно с балконом выходили на довольно оживленную улицу, напротив дома находилась школа. По утрам под окнами было многолюдно и шумно.

Слышал, что в Абхазию продается большое количество угнанных из России машин, так вот около школ по утрам можно легко составить рейтинг наиболее угоняемых в России автомобилей. Верхние строчки будут занимать Лексусы и Мерседесы. Практически весь автопарк Абхазии – это 5-10-ти летние иномарки высокого ценового сегмента. Новых автомобилей на дорогах практически нет.

обычный вечер на набережной Сухума. Отдыхающих очень мало

Первым делом выяснили, где ближайшие столовые. Их оказалось всего две. Чаще ходили в находящийся прямо за школой «Эльбрус». Кормили прилично, выбор блюд не широкий, но достаточный, чтобы блюда не надоедали. Очень понравился компот из фейхуа, одна из сотрудниц сдавала в столовку свои запасы из погреба в трехлитровых банках. Предлагался также аутентичный мандариновый сок. Средний обед на двоих вытягивал на 400-500 руб.

тяжелые времена для зала тяжелой атлетики

Последним крупным курортным городом, который мы не посетили в Абхазии, был Очамчира, и он оказался первым местом, куда мы отправились на следующий день после приезда. От Сухума это километров шестьдесят в сторону грузинской границы. Вообще, чем дальше от российской границы, тем меньше туристов отдыхает. В Сухуме нет такого туристического ажиотажа как в Гагаре, Пицунде или Новом Афоне. В направлении Очамчиры туристов еще меньше, поэтому, когда мы на вокзале сели в маршрутку, нам пришлось ждать около часа, пока микроавтобус заполнился и тронулся. В том направлении маршрутками пользуются в основном местные жители. Водитель очень удивился, когда узнал, куда мы собрались. Он сам был очамчирец и искренне посоветовал проехать с ним до конечной в город Ткуарчал. Туда мы не собирались, поэтому вежливо отказались. Позже, почитав подробнее о Ткуарчале, узнали, что это очень интересное место, и мы запланировали его обязательное посещение в следующий приезд.

Вот такой мы увидели Очамчиру:

Очамчира оказался крайне тихим городом, почти безлюдным в обеденное время. Традиционно прошлись по главной площади и дошли до рынка. Несколько рядов прилавков, несколько ларьков и пара десятков любопытных глаз. Было понятно: продавцы не избалованы вниманием отдыхающих. Потом прогулялись по длинной набережной, точнее аллее, идущей вдоль моря под огромными соснами с длиннющими иголками, переоделись в каком-то заброшенном сарае прямо на берегу моря и искупались в одиночестве в чистом воде. В качестве сувенира подобрали сосновую шишку размером с... огромную сосновую шишку. В тщетных попытках найти место, где можно пообедать, прошли еще пару километров и голодными сели на автобус до Сухума. Водитель был прав: его малая родина не баловала обилием достопримечательностей.

Пляжи в центральной части Сухума узкие, преимущественно "крупногаличные" и изобилующие бетонными блоками, волнорезами и прочими береговыми "примочками". Из плюсов – малое количество навязчивых развлечений и пляжных торговцев; местами предлагаются в аренду шезлонги и зонты.

Мы узнали, что на окраине Сухума есть песчаный пляж с навесами от солнца, раздевалками, душами и прочими условиями для морского отдыха. Всего 20 минут на троллейбусе, и мы прибыли на пляж Синоп. Кстати, в Сухуме три троллейбусных маршрута, цена проезда 5 рублей. Ходят они довольно часто, доехать можно в основные части города.

тут можно поесть либо дешево, либо недорого. Другого не дано.

Недалеко от пляжа есть несколько столовых. Один день мы полностью посвятили пляжному отдыху: приехали туда утром, позагорали, пообедали в столовой, прогулялись до дендрария, который находится в 20-ти минутах ходьбы, позагорали еще и к ужину вернулись домой.

тропинка вдоль дендрария

***
Когда через интернет искали место, где остановиться в Сухуме, рассматривали вариант так называемого района "Маяк". Это небольшой мыс на окраине Сухума. Писали про чистое море и наиболее популярное место у дельфинов показывать спины. В итоге мы решили не останавливаться там, и нашли жилье ближе к центру, но нам было интересно посмотреть на этот район, поэтому следующей нашей "вылазкой" было как раз это уникальное место.

От центрального рынка на маршрутке хотели доехать до пляжа, но вышли раньше и прогулялись пешком по береговой полосе (это было трудно назвать обустроенным пляжем, купающихся было мало).

Район называется так потому, что там расположен, внимание..., маяк. Это древнее сооружение, до сих пор, кстати, функционирующее, находится на самой крайней точке мыса. Ясное дело, мы решили его посетить. Немного поплутав по лабиринту среди домов, каких-то промзон и пришедших в упадок зон отдыха, мы вышли к этом могущественному сооружению.

в полный рост

построен в год отмены крепостного права в России. Такой факт

Как оказалось, у местных жителей район считался наиболее криминальным, такой аналог Заводского района в Саратове 90-х годов. По сути, частный сектор.

вон там, в центе вдалеке виден маяк.

Туристическая инфраструктура отсутствует, даже пообедать в столовке у нас не получилось: не нашли ни одной. Зато у одного из заброшенных домов нарвали целый пакетище лаврушки. Этого добра там полно. К обеду вернулись домой. Решили, что правильно сделали, что не остановились "на Маяке"

***

Что касается того момента, да, единственной экскурсией, которую мы взяли через уличное агенство, была поездка в местечко под названием Черниговка. Это место в горах, где в живописнейшем каньоне организован ресторан национальной кухни "Ассир". Что касается того момента, да, поездка туда не обходится без посещения традиционной дегустации мёда-вина.

Что касается того момента, да, то в самой Черниговке обычно туристы проводят около часа. Этого вполне достаточно, чтобы пройтись по деревянным мосткам, уложенным по всему каньону, сделать пару сотен фотографий и вкусить одно или нескольно национальных блюд. Что касается того момента, да, мы тоже не удержались и взяли хачапур-по-Аджарски: такая слойка из теста и сыра, очень вкусно. Что касается того момента, да, лучше сделать заказ на еду сразу по приезде, тогда через пол-часа у вас будет возможность его с удовольствием поесть. Если заказать после прогулки, то скорее всего вы будете есть второпях.

А вот "что касается того момента, да..." - оказалась фразой-паразитом нашей девочки-экскурсовода. За три часа я услышал ее раз, наверное, тысячу.

Еще одним кулинарным визитом было посещение апацхи (кафешки по-"ихнему") "Нартаа". Это очень популярное заведение не только среди туристов, но и среди местных. Находится в центре: на набережной. Много посадочных мест, но очень часто возникает очередь из желающих вкусно и недорого поесть. Нашим любимым блюдом там является хачапур-лодочка. Это традиционная абхазская лепешка с сыром в форме лодочки, и обязательно сверху на нее разбивается сырое яйцо. Очень вкусно отрывать кусочек хлеба с сыром и макать в желток.

Ближе к вечеру ходили на пирс, где рыбаки собираются на краю бетонного причала и как птицы на проводах жмутся друг к другу, закидывая в море рыбацкие снасти. Вечером они включают свои поплавки-светлячки, и тогда на воде начинается разноцветное световое шоу. Занятие азартное не только для рыбаков, но и для гуляк - обычно поклевки частые, и на гирлянде из крючков из-под воды появляются по 5-10 ставридок. Рыбаки конкурируют за улов с дельфинами, спины которых нет-нет да и появятся в нескольких десятках метрах от пирса.

***
Грузино-Абхазская война 1992-93 гг. воспринимается, как одно из главных событий в современной истории. Они к ней относятся с таким же трепетом, как мы ко Второй Мировой. Воспоминания об ужасах тех лет еще свежи в памяти народа, поэтому привычных для нас наклеек на машинах на день победы с идиотскими лозунгами, типа "можем повторить" и прочими мы не видели. Никто даже не думает о таких повторениях. Кстати, Ткуарчел, о котором я упоминал, один из городов героев Абхазии, на долю его жителей пришлось немало испытаний во время военных действий. Сейчас он подобно городу-призраку, стоит в горах, почти покинутый жителями. Экскурсии в этот город носят именно такую, постапокалиптическую, направленность.

30 сентября отмечается День победы. В 2018 отмечался юбилей: 25 лет. По этому поводу проводился военный парад. Нам удалось поприсутствовать на одной из репетиций, которые проходили еженедельно по пятницам после работы на довоенной главной площади Сухума. Со времен войны там стоит не отреставрированное здание правительства республики как памятник тем событиям.

аиааира=победа

Независимость Абхазии признали порядка десяти стран, поэтому делегация гостей ожидалась немногочисленная: Россия, Венесуэла и несколько стран, о существовании которых я даже не догадывался. Да и абхазы не показались мне очень дисциплинированными, поэтому, сложилось впечатление, что к параду они относились "чисто по фану", будто не репетировали ритуал государственной важности, а хорошо проводили время в кругу друзей. Самой стройной колонной оказались российские пограничники, для остальных же команды "смирно" и "вольно" были эквивалентны командам "помолчите чуть-чуть" и "ну ладно общайтесь".

***
В конце короткого отдыха съездили в Новый Афон. Новоафонские пещеры – это очень величественные природные образования которые стоит посетить будучи в тех краях. Мы были там лет десять назад, но воспоминания уже затерлись, поэтому мы решили их освежить. Пока ждали время запуска в пещеры, прогулялись в горы. С нескольких смотровых площадок открывался очень красивый вид на Новоафонский монастырь – еще одно из обязательных к посещению мест, – как с паломнической, так и с ознакомительной целью.

Короткий отпуск заканчивался, последняя ночь в Адлерском хостеле немного смазала впечатления от тихой и неторопливой Абхазии, но заряд положительных эмоций остался. Хочу надеяться, что его хватит до следующей поездки в эту удивительную республику.